Роковой рейс эфиопского «Боинга»: Опять виновата автоматика?

Роковой рейс эфиопского «Боинга»: Опять виновата автоматика?

11.03.2019 Выкл. Автор Алексей

Крушение в Африке одного из самых популярных в мире самолётов заставляет задуматься, так ли надёжны новые лайнеры, как принято считать

Не выжил никто

Пассажирский самолет авиакомпании Ethiopian Airlines потерпел крушение в Африке 10 марта. На борту Boeing 737-800 Max, который вылетел из Эфиопии в Кению, всего находились 157 человек, восемь из них – члены экипажа. Самолет упал на землю вскоре после взлёта – прошло лишь несколько минут. Шансов выжить практически не было, погибли все. Любой другой исход стал бы чудом. Увы, его не произошло. Рейсом из Аддис-Абебы в Найроби летели граждане 35 государств. К сожалению, среди пассажиров были и трое россиян.

Официальные причины трагедии, разумеется, ещё неизвестны. Пока появляются лишь первые версии, которые высказывают эксперты авиационной отрасли. Многие обращают внимание на тот факт, что в прошлом году в Индонезии самолет этой же марки упал в море. Тогда погибли 189 человек.

Пока точно известно следующее. Рейс ET302 вылетел из эфиопской столицы в 8:38 по местному времени. В среднем полёт до Найроби занимает около часа и сорока минут. Но уже в первые минуты после отрыва от земли что-то пошло не так. По данным, которые приводит сервис Flightradar24, вертикальная скорость не была устойчива, то есть набор высоты происходил неравномерно. Самолёт поднялся на 2600 метров при скорости чуть более 700 километров в час, после чего в 8:44 связь с ним прервалась. Boeing 737-800 Max разбился неподалёку от города Бишофту на территории Эфиопии.

Пилот хотел вернуться обратно

Загрузка...

На пресс-конференции руководства Ethiopian Airlines сообщили, что пилот самолёта успел запросить посадку в аэропорту вылета. Судя по всему, возникла какая-то внештатная ситуация, с которой лётчики пытались справиться, но не смогли. В авиакомпании также отметили, что разбившийся лайнер был тщательно проверен за месяц до катастрофы.

Президент России Владимир Путин направил телеграмму эфиопскому лидеру Сахле-Ворк Зевде. «Прошу передать слова сочувствия и поддержки родным и близким погибших. Пусть мужество не покинет их в этот тяжелый час», — отмечается в тексте, размещённом на сайте Кремля. Соболезнования также поступают со всего мира.

Трэвел-блогеры и парашютист

В российском посольстве в Эфиопии назвали имена погибших граждан нашей страны. Трагедия унесла жизни простых путешественников, которые хотели насладить красотами Африки. Это Екатерина и Александр Поляковы, а также Сергей Вяликов. В дипмиссии сообщили, что связываются с родными соотечественников, чтобы оказать возможную помощь и поддержку в сложившихся трагических обстоятельствах.

Екатерина и Александр были активными путешественниками, вели блог в Сети, в котором рассказывали о своём опыте, давали советы своим подписчикам по планированию отдыха. «1,5 часа пересадки и летим в Кению», – такую подпись оставила девушка под видео из аэропорта Аддис-Абебы. Эти кадры тяжело смотреть даже постороннему человеку. На них виден тот самый самолёт, на котором молодые люди должны были прилететь в Найроби. К сожалению, судьба распорядилась по-другому. Супругам было по 28 лет.

Сергей Вяликов был инструктором по парашютному спорту. В свои 33 года он достиг высокого уровня, получил звание мастера международного класса. Ему стали поступать предложения из-за рубежа. Среди прочих он выбрал экзотическую Кению. Как пишет «Комсомольская правда», именно там он собирался работать тандем-инструктором. Друзья, коллеги отзываются о нём, как об исключительно положительном парне, не курившем и не употреблявшем алкоголь. Данные о том, что на разбившемся самолёте летел именно Сергей Вяликов, подтвердила его мать.

Помимо троих граждан России в катастрофе погибли люди из более чем тридцати стран. Несколько человек с паспортами ООН летели на конференцию в Найроби. По данным Agence France-Presse, cреди жертв трагедии – 19 её участников. Этим же рейсом летели граждане Кении (32 человека), Канады (18), Эфиопии (9) США, Китая, Италии, Франции (по 8) и других стран.

Самолёт был новым

Едва ли не главной странностью авиакатастрофы называется тот факт, что разбившийся Boeing 737-800 Max был новым и эксплуатировался авиакомпанией менее года. У капитана воздушного судна было более 8000 часов налёта, а у второго пилота — 200. Это наводит экспертов на мысль, что могла возникнуть проблема с автоматикой. Например, такую версию высказал изданию «Взгляд» главный редактор журнала «Авиапанорама», заслуженный военный летчик России Владимир Попов. По его словам, доверившись системам самолёта, пилоты нередко расслабляются.

Попов напомнил о крупной катастрофе с самолётом такой же модели в Индонезии, который разбился тоже вскоре после взлёта. Тогда выяснилось, что автоматика действительно вела себя неправильно. Были разработаны рекомендации, которые получили эксплуатирующие Boeing 737-800 Max авиакомпании. В России два таких самолёта у S7 Airlines. Ранее в компании подтвердили получение рекомендаций от Boeing, добавив, что не собираются отказываться от использования лайнеров данной модели. В них говорилось, что из-за неверных показателей системы контроля полета самолёт может уйти в крутое пике.

К слову, для одной из крупнейших авиакомпаний Африки, коей являются Ethiopian Airlines, катастрофа 10 марта 2019 года далеко не первая с большим количеством жертв. В 2010 году Boeing 737-800 летел из Бейрута (Ливан) в Аддис-Абебу. Лайнер также упал сразу после взлёта. Через несколько минут после отрыва от земли он разбился в Средиземном море. Погибли все 90 человек, включая восемь членов экипажа. Ливанские власти посчитали, что причиной трагедии стала ошибка пилотов, вызванная недостаточным отдыхом перед рейсом. В Ethiopian Airlines с таким заключением не согласились, ссылаясь на свидетельства очевидцев, которые якобы видели, что на борту произошел взрыв непосредственно перед падением.

Уроки из трагедии в Индонезии не извлечены

Отметим ещё раз: причины трагедии станут известны нескоро. Однако именно тот факт, что расследования авиакатастроф длятся месяцы, а окончательные отчёты публикуются ещё позже, как минимум заставляет задуматься. Возможно, это лишь совпадение, но в конце января 2019 года индонезийский Национальный комитет по безопасности на транспорте объявил, что расшифровка речевого самописца не будет обнародована до публикации итогового отчёта. А в феврале The Wall Street Journal, ссылаясь на свои источники писал, что Boeing и регуляторы авиационной отрасли как минимум до апреля отложили работы по исправлению существующих недочётов. Не стал ли один из них причиной очередной авиакатастрофы? А пока компания отложила презентацию нового широкофюзеляжного лайнера Boeing 777Х. Она должна была состояться 13 марта. Теперь у производителя самолётов другие заботы.

Loading...