Некачественное детское питание в России. Как решить проблему?

Некачественное детское питание в России. Как решить проблему?

23.03.2019 Выкл. Автор Алексей

Многочисленные проверки Роспотребнадзора доказывают: в России беда с детским питанием. И в детсадах, и в школах, и на полках магазинов всё чаще вместо качественной продукции обнаруживаются какие-то дикие извращения

Перечислим лишь некоторые ситуации, зафиксированные в 2018-м и начале 2019 года. Раньше скандалов вокруг детского питания было заметно меньше.

Комсомольск-на-Амуре. Продукты питания не соответствовали ГОСТу. Сыр и масло просто оказались фальсификатами. В соседней Амурской области по проверке 272 детских организаций возбуждено 219 административных производств. Проще говоря, нарушение везде.

Прокуратура Магадана получила представление Роспотребнадзора о том, что школьникам предлагают не просто питаться просроченными продуктами, но и делать это из негодной посуды.

Саратовская область постепенно становится одним из эпицентров неприятных новостей – и уже неудивительно, что в школьном чае плавают тараканы, а детей кормят «возвратом» – переработанной недоеденной пищей. Но и выше по Волге, в благополучном Татарстане, есть проблемы: за 2018 год только в Казани поставщикам школьного питания возвратили более 660 тонн некондиционных продуктов.

Рязанская область – один из регионов, где договоры о поставке питания в школы монетизировались дважды, по официальной линии и в виде взятки. Право кормить детей оценили в 1,1 млн руб.

Загрузка...

В Новосибирске детей кормили спредом под видом сливочного масла, подделкой под колбасу и другими некондиционными продуктами. В Екатеринбурге десятки детей отравились питанием от муниципального предприятия «Золушка»; теперь эту скандально прославившуюся организацию выставили на приватизацию.

В Калуге, где на тендере удалось сэкономить немало бюджетных денег, фирма-победительница предоставила обеды по 30-40 рублей, которые оказалось невозможно есть.

И так далее, и тому подобное. Не лучше и в магазинах: просроченные творожки и каши, плесень в формально ещё годных продуктах, засилье иностранной продукции – лишь малая часть проблем, связанных с питанием наших детей.

Два предложения

Неудивительно, что глава Министерства просвещения Ольга Васильева предложила вообще отменить тендеры в сфере питания для детских учреждений. Сейчас эти конкурсы проводятся по знаменитому ФЗ-44: кто предложит меньшую сумму при прочих равных, тот и молодец. Но – и это бывает далеко не только при заказе питания – очень многие поставщики сначала выигрывают тендер на жёстком демпинге, а потом думают, как же исполнить его условия. Отсюда и идёт экономия на всём, использование подделок, переработанных отходов и прочей прелести.

А вице-спикер Госдумы Ирина Яровая, в свою очередь, предложила, во-первых, чётко оформить очень жёсткие требования к детскому питанию, а во-вторых, ввести новый знак качества для тех производителей, которые этим требованиям соответствуют. Основные параметры уже известны. В качественных детских продуктах – не только предназначенных для совсем маленьких, но и в питании для школьников – должны быть исключены элементы ГМО, агрохимикатов, гормональных препаратов, антибиотиков и так далее.

Председатель Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольга Леткова не верит в то, что чиновное регулирование может улучшить ситуацию:

Многое зависит от того, кто будет давать этот знак качества и по каким критериям. Сама идея знака качества, может быть, и хороша, но вопрос в её выполнении. Кто будет проверять? Если это будут сами родители, тогда, может быть, что-то изменится, а если какая-то структура, которая формально будет подходить к этому вопросу, то всё останется так, как есть. Наша родительская ассоциация уже давно говорит о том, что нужно ввести знак родительского качества или «одобрено родителями». Это, кстати, может быть не только питание, а любые проекты, любые начинания, одобренные родительским сообществом. Тогда такой знак качества будет иметь какой-то вес. Тогда можно повлиять на что-то.

Адвокат Сталина Гуревич, впрочем, не считает подобные инициативы разумными в принципе:

Скорее всего, это приведёт к очередной повальной коррупции при оформлении этих стандартов и удушении малых предприятий, которые выпускают детское питание. Намного разумнее, на мой взгляд, и я уже неоднократно об этом говорила, введение постоянных проверок качества на предприятиях, выпускающих продукты питания, в том числе питания детского. То есть не раз в три года должен приходить Роспотребнадзор, а раз в 2-3 месяца. Но проверять не финансово-хозяйственную деятельность, а проверять именно санитарно-эпидемиологическое состояние предприятия. Тогда будет порядок. А всевозможные знаки качества – это не более чем способ зарабатывания денег для государства.

Цены вырастут

Действительно, отсутствие тендеров и сверхжёсткое внимание к качеству продуктов неминуемо приведут к заметному росту цен на школьное питание. Увы, это объективная экономическая реальность – не может быть качественного обеда за 40 рублей.

Более того, при централизованных закупках у узкого списка лицензированных производителей очень высока вероятность злоупотребления монопольным положением со стороны этих избранных компаний. Здесь, конечно, нужен глаз да глаз ФАС и правительства.

Кстати, может ли быть дешёвое качественное детское питание в России?

Да, но не само по себе. Детское питание существует не в изолированном мире; цены и качество здесь испытывают то же давление, что и в остальной пищевой продукции. Повышать цены недопустимо из-за снижения уровня жизни потребителей, а стоимость сырья всё равно растёт, поэтому экономить приходится на качестве. Если же мы не допускаем этой экономии (а проект Яровой как раз об этом), цены будут соответствующими.

И здесь вопрос грамотной системы льгот. Одним семьям несложно потратить на обеды для ребёнка 4000 рублей в месяц, для других это запредельная сумма – здесь специалисты из школы и органов социальной защиты должны распределять свои квоты льготных и бесплатных обедов так, чтобы никто не ушёл обиженным. И понятно, что эти квоты не могут быть одинаковыми, например, в бедствующем Кургане и богатом Екатеринбурге: доходы населения там очень разные, а цены на еду практически одинаковые. Субсидировать обеды по новым ценам придётся, деваться некуда. И, возможно, федеральный бюджет здесь должен помочь региональным.

Предприниматели боятся

Более того, ужесточение требований может привести к снижению объёмов производства детского питания в России. Совсем недавно кабмин опубликовал постановление № 1413 от 24 ноября 2018 года, которое предусматривает финансирование правительством существенной части капитальных расходов на строительство и реконструкцию предприятий по производству сухих молочных продуктов для детского питания. На огромном российском рынке этих смесей доля отечественного производителя ничтожна – 10%. И дело не только в расходах: предприниматели опасаются идти в нишу детского питания из-за «слишком высоких», по их мнению, требований к качеству продукта. Что же будет, когда правила в очередной раз ужесточат?

А ведь компромисса тут быть не может. Мы не можем ни терпеть зависимость в этом важнейшем сегменте от импортных поставок, ни жертвовать качеством продукта, который, по сути, формирует здоровье наших детей.

Что же делать?

Во-первых, одобрить предложение исключить ФЗ-44 из процедуры закупки питания для школьников. Минфин сейчас работает над переработкой этого закона, но до его модернизации мы не можем позволять любой конторе, предложившей низкую цену, кормить наших школьников чем попало.

Во-вторых, продолжить стимулирование производства детского питания в России. Возможно, нулевой НДС (вместо льготного десятипроцентного, как сейчас), возможно, гарантированный госзаказ для новых предприятий, как это бывает в оборонной промышленности.

В-третьих, просто развивать нашу страну, открывать двери бизнесу, жёстко относиться ко всем попыткам рейдерства, бороться с монополизмом и картелями, подкармливать производство деньгами, а не хранить их за рубежом – в общем, проводить экономику здравого смысла, экономику в интересах страны, а не олигархических группировок.

Loading...