Юрий Гагарин. В чём кроется тайна гибели человека-легенды

Юрий Гагарин. В чём кроется тайна гибели человека-легенды

27.03.2019 Выкл. Автор Алексей

В этом году мы отмечаем 85 лет со дня рождения первого человека, покорившего космос. О короткой жизни и о легендарном полёте Юрия Гагарина известно всем. Однако финальная страница его биографии так и остаётся загадкой века. Гибель первого космонавта на земле окутана множеством тайн и домыслов. Так почему погиб Гагарин и кто в этом виноват?

51 год назад, 27 марта 1968 года, произошла трагедия мирового масштаба. Недалёко от деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области во время учебного полёта на реактивном двухместном учебно-тренировочном самолёте МиГ-15УТИ погиб Юрий Гагарин, ставший легендой при жизни. Ему было всего 34 года. Вместе с ним в тот роковой полёт отправился герой войны, опытный лётчик и пилот — инструктор Владимир Серёгин.

Гибель космонавта номер один стала для всех шоком. Сразу появились всевозможные версии, многие из которых обросли разными домыслами. Подчас фантастическими.

Самая невероятная гласит, что Гагарина похитили инопланетяне. Ещё одна, вызывающая недоумение, указывает на то, что Гагарин устал от свалившейся на него славы и, инсценировав гибель, уехал жить в глухую деревню. Но всё это лишь народный фольклор. Люди на протяжении длительного времени отказывались верить в трагическую и такую раннюю смерть своего героя. О гибели Гагарина на официальном уровне говорили довольно сухо. Из заключения комиссии следовало, что

наиболее вероятной причиной катастрофы стало выполнение резкого маневра для отворота от шара зонда. Резкий маневр привёл к попаданию самолёта к закритическому режиму полета и сваливанию в штопор в условиях усложненной метеорологической обстановки.

Самолёт действительно сорвался в штопор и врезался в землю. Удар был такой силы, что машина разлетелась вдребезги. Тела лётчиков разорвало на мелкие части и разметало по окрестностям, потому обнаружить их удалось не сразу.

МиГ-15 УТИ

Загрузка...

У многих сперва возникло предположение, что Гагарин с Серёгиным живы и смогли катапультироваться. В пользу такой версии при первом осмотре места катастрофы говорило ещё и то, что были найдены ранцы без парашютов. Всем тогда хотелось верить в чудо. Но мысли о благополучном исходе мгновенно улетучились, когда там же, в воронке, образовавшейся от падения самолета, были найдены искорёженные катапультные кресла. Это означало, что лётчики не смогли или не успели вовремя катапультироваться. Сами парашюты, как выяснилось позже, срезали и утащили какие-то местные мужики, ставшие невольными свидетелями трагедии.

В том, что пилоты погибли, сомнений не было никаких. Останки лётчиков собирали практически по крупицам. Их находили повсюду — в земле, на деревьях, глубоко в сугробах. В снегу были найдены пачка сигарет полковника Серёгина «Новости» и портмоне Гагарина с деньгами. На одном из деревьев обнаружили куртку Гагарина с талонами на питание в кармане. Всё тщательно собиралось в специальные ящики и отправлялось на экспертизу.

К расследованию причин катастрофы были подключены лучшие специалисты. Внимание уделялось всем деталям. Земля в радиусе трёх километров от места падения МиГ-15УТИ была практически просеяна. Поиски фрагментов тел и разбор обломков затрудняли высокие сугробы: март тогда выдался очень снежным. Да и погода мешала: в тот роковой день она выдалась, мягко сказать, «нелётной», что и стало одной из причин катастрофы. Из-за сильной облачности не было видно земли и горизонта. Совершать полёты при таких метеоусловиях было крайне опасно. Но, несмотря на это, вылеты в 70-м особом истребительном авиационном полку отменены не были.

Место гибели

Арсений Дмитриевич Миронов, член лётной подкомиссии, расследовавшей причины гибели самолёта Гагарина, главный научный сотрудник Летно-исследовательского института имени М.М. Громова, в своих воспоминаниях особо отмечал недисциплинированность авиаполка. Гагарин и Серёгин должны были вылетать с аэродрома Чкаловский в Щёлково в девять утра. Через полчаса в небо на таком же истребителе должен был подняться летчик Андреев. Однако Серёгин на вылет, как выяснилось, опоздал, его задержало руководство. Поэтому интервал взлёта двух самолётов составил не полчаса, как планировалось, а всего три минуты.

Из интервью А.Д. Миронова ИА Regnum от 25 августа 2014 года.

Целью полёта была проверка готовности Гагарина к вылету на одноместном МиГ-17. Для такого полёта должна быть либо безоблачная погода, либо летать надо за облаками. А по метеосводке и по сведениям лётчиков других самолётов, которые потом получила комиссия, нижняя кромка облаков располагалась на высоте примерно 600 метров, верхняя — на 5000. У Гагарина плановая высота — 4200. У Андреева — 3000. Один интересный момент. Пересекаются две барограммы на высоте 3000 метров — Андреева и Гагарина. Здесь они могли сблизиться сколь угодно близко. Сближались они или нет, неизвестно, но объективно ясно, что могли.

По мнению Миронова, Гагарин и Серёгин, чтобы избежать столкновения с самолётом Андреева, замеченного в густой облачности, предприняли маневр и попали в закритический режим полёта. Возможно, летчики пытались вывести свой самолёт из штопора, но не смогли.

Продолжительность полета составила всего 12 минут. С момента последней связи Гагарина с землёй до падения прошла минута. Многие спустя время писали и говорили, что во всём виновата самонадеянность и чрезмерная уверенность лётчиков в себе. Гагарин — Герой СССР, первый космонавт на земле, Серёгин — тоже Герой СССР, получивший почётное звание за военные подвиги.

Указывали также в различных изданиях и на отсутствие должного опыта у Гагарина. Свой уровень лётной подготовки он начал восстанавливать в 1967 году, разрешение на самостоятельный вылет на МИГ-17 получил только в конце осени, но приземлиться с первого раза не смог. За это он даже был отстранён от полётов во избежание дальнейших инцидентов. Однако сидеть на земле без дела и упиваться одной лишь славой Гагарин не мог, его бесконечно тянуло в небо. Он добился допуска к полётам и приступил к восстановлению своих навыков. Все попытки перекинуть вину на неподготовленного Гагарина были отметены, ведь он выполнял свой учебный полёт под присмотром опытного инструктора. Однако, как отметил Арсений Дмитриевич Миронов, у Серёгина самого были очень давние сроки лётной проверки и он не отрабатывал полёты на больших углах атаки, когда самолёт уходит в штопор.

Ю. Гагарин

По определённому графику каждый лётчик должен регулярно летать с инструктором и проходить контрольные режимы. У него такой полёт был очень давно. Ни одного полёта на МиГ-15УТИ на больших углах и в сваливании я лично в лётной книжке Серёгина не нашёл. А за это могли погореть и офицеры, и генералы,— из интервью А.Д. Миронова ИА Regnum от 25 августа 2014 года.

На несоблюдение правил лётной безопасности указывает, по мнению Миронова, множество фактов. Было выявлено 11 серьёзных нарушений. Это и опоздание, и вылет в неподходящую погоду, и неработающее радиолокационное оборудование на аэродроме Чкаловский, и отсутствие должной проверки кабин самолёта, и прочие.

Другое дело, что обнародование таких нюансов могло стоить многим погон и должностей. В том числе и председателю комиссии, расследовавшей гибель Гагарина и Серёгина, кандидату в члены ЦК КПСС Устинову. Он курировал одновременно и космическую отрасль, и оборонную промышленность. Но и любые мало-мальские попытки свалить вину на лётчиков, на справившихся с задачами тренировочного полёта, воспринимались бы обществом как оскорбление памяти двух Героев СССР. Тогда решено было искать внешние причины авиакатастрофы, потому как в правде заинтересованных просто не было. Замначальника НИИ ВВС лётчик-испытатель Степан Микоян предложил разработать идею с зондами. Действительно, поблизости, в Долгопрудном, был метеорологический институт, откуда их запускали. К тому же на месте крушения самолёта было обнаружено порядка 10 старых и целых зондов. Написать в заключении строку о столкновении с зондом было невозможно, потому как разбитый шар так и не нашли, поэтому, по утверждению А.Д. Миронова, решено было использовать формулировку «уклонение от зонда».

В последние годы стала также очень популярной версия лётчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза Алексея Леонова, который был в тот роковой день в Киржаче на прыжках, неподалёку от места трагедии.

Ссылаясь на секретные документы, он утверждает, что в районе, где выполняли свой полёт Гагарин и Серёгин, несанкционированно оказался самолет Су-15, вылетевший с аэродрома Жуковский. Его пилот якобы нарушил высоту, прошёл на скорости звука на очень близком расстоянии — 10-15 метров — от МиГ-15УТИ и своим потоком просто его перевернул. Леонов при этом не раскрывает имени лётчика, управлявшего Су-15, потому что тот ещё жив и здравствует. Официального подтверждения этой версии, как и других, кроме озвученной много лет назад комиссией под руководством Устинова, до сих пор нет. Кто-то считал, что на борту произошёл взрыв аккумулятора, разгерметизация, заклинило управление, потерял сознание Серёгин и т. д. и т. п. Но большинство специалистов уверены, что если бы речь шла не о Гагарине, то никакой тайны и загадок в этом деле бы не было.

Многочисленным версиям и домыслам есть объяснение: людям очень не хочется верить в то, что гордость страны, живую легенду, первого человека, покорившего космос, банально не уберегли и что он так нелепо мог погибнуть в самом расцвете сил.

Loading...