НАТО написало для себя «ужасный» сценарий будущего в ожидании своего полного исчезновения

НАТО написало для себя «ужасный» сценарий будущего в ожидании своего полного исчезновения

04.04.2019 Выкл. Автор Алексей

НАТО выпустило доклад с тремя сценариями будущего, в том числе «ужасным», где говорится о полном исчезновении организации и потери ее мирового контроля.

В последние дни заявления, в том числе связанные с действиями НАТО, не сходят с первых полос. Звучит и Россия. В контексте главного противника Альянса — по крайней мере, так нашу страну нравится называть представителям структуры. «Громко» стало в преддверие 70-й годовщины образования НАТО. Много лет назад Альянс создавался для противостояния СССР. Сегодня нет ни Союза, ни прежних угроз, однако представители НАТО продолжают искать причину для своего существования. Россия, по всей видимости, главная. Ведь именно о нас вспоминают в трех сценариях будущего организации.

Сценарии

Варианты сценариев будущего, представленные в докладе, делятся, грубо говоря, на «хороший», «плохой» и «ужасный». И везде Россия — противник. Варианты развития событий с позиции НАТО оказались в распоряжении телеканала RT.

В «хорошем» сценарии военный блок сумеет преодолеть кризис и попадет в «новую эру». При этом в Альянсе аккуратно отмечают, в условиях роста многополярности организации следует уточнить свои цели. Предполагается, что НАТО нужно опираться не на финансовую или военную составляющую, а на политическое обоснование собственного присутствия в том или ином регионе.

«…Почему (НАТО) необходимо работать, скажем, в Азиатском регионе. Ещё один базовый политический вопрос, который следует обдумать НАТО, — с чем связан ревизионизм России», — говорится в докладе.

Сценарий с условной отметкой «плохой» предполагает, что участники Альянса так и не смогут понять цели своего существования и обозначить ключевые задачи. В этом случае стоит ждать «политической разобщенности», которая приведет к «близорукости, регионализации НАТО», а также в целом уменьшению роли Альянса «в вопросах мирового порядка».

Загрузка...

Наконец, «ужасный» сценарий означает, что Альянс в принципе теряет свои геополитические позиции и становится неактуальным с точки зрения обеспечения безопасности стран-участников.

В ожидании распада?

В НАТО прекрасно понимают шаткость своих позиций, но все еще пытаются поддерживать на плаву «страшилку» о России. Так, польское издание Wirtualna Polska опубликовало материал, в котором генерал Вальдемар Скшипчак заявил, что в случае военного конфликта страны Запада готовы ударить по России ядерным оружием.

«Конечно, НАТО ослабло и стало менее эффективным… но планы по использованию ядерного оружия существуют до сих пор на случай «российской агрессии», и Запад готов его использовать», — цитирует издание автора данной версии событий.

В свою очередь Минобороны Польши заявило о том, что к 2024 году Войско польское будет располагать пятью дивизионами гаубиц Krab, которые позволят Варшаве сдержать «потенциального агрессора».

Чуть раньше представители НАТО, а вернее будет даже сказать, США, как главного финансиста структуры, и вовсе открыто заявили, что намерены контролировать Черное море. Руководство Организации Североатлантического договора (НАТО) намерено обеспечить безопасность прохода кораблей Украины через Керченский пролив. Об этом заявила постоянный представитель Соединенных Штатов при НАТО Кей Бейли Хатчисон. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков уже оценил заявление, отметив, что Кремль негативно относится к подобным заявлениям.

«Ситуация с Керченским проливом и судоходством хорошо известна, и в соответствии с международным правом, с международными законами позиция России весьма последовательная, и она тоже хорошо известна», — подчеркнул он.

Председатель президиума «Офицеров России», Герой России, генерал-майор Сергей Липовой в беседе с Царьградом добавил, руководство НАТО занимается политизацией абсолютно не политических вопросов в связи с проведением выборов на Украине. Тем самым Альянс формирует свою поддержку Киеву, что происходило в последние пять лет. Однако в реальности никакой политики нет, ибо проход военных судов через Керченский пролив должен быть согласован с властями страны, в чьи воды военный корабль собирается зайти.

«Поэтому любые «хотелки» НАТО они могут озвучивать лишь друг другу, а проходить через Керченский пролив или же находиться в Черном море их корабли будут в полном соответствии с установленными правилами. Иными словами, как мы решим — так и будет. А любые провокации НАТО будут чреваты для них тяжелыми последствиями, учитывая средства защиты черноморской акватории, которыми обладает Россия», — рассказал он в интервью Царьграду.

НАТО. История

Одной из предпосылок для создания НАТО (Организация стран — участниц Североатлантического договора, НАТО; The North Atlantic Treaty Organization, NATO) стала доктрина «сдерживания СССР», провозглашенная в марте 1947 г. президентом США Гарри Трумэном. НАТО было учреждено на основе Североатлантического договора, подписанного 4 апреля 1949 г. в Вашингтоне главами МИД 12 государств (Бельгии, Великобритании, Дании, Исландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, США и Франции) с целью «укрепления стабильности и повышения благосостояния в Североатлантическом регионе». Документ состоит из 14 статей, определяющих характер и задачи блока. Одной из ключевых является статья 5, согласно которой нападение на одно из государств, подписавших договор, рассматривается как агрессия против всех стран-участниц. Согласно статье 10, «договаривающиеся стороны могут предлагать любому другому европейскому государству, способному вносить вклад в безопасность Североатлантического региона, присоединиться к договору».

Впервые новые члены присоединились к Североатлантическому договору в 1952 г. Это были Греция и Турция. В 1955 г. членом НАТО стала ФРГ (в 1990 г. после объединения Германии в блок вошла территория бывшей ГДР), а в 1982 г. — Испания. В итоге количество членов Альянса увеличилось до 16.

Политика НАТО по расширению на Восток

В начале 1990-х гг., в связи с окончанием холодной войны и после распада СССР, Альянс начал создавать различные механизмы консультаций с бывшими странами Варшавского договора (1955-1991). Так, в 1991 г. был учрежден Совет североатлантического сотрудничества (в 1997 г. заменен на Совет североатлантического партнерства). В 1994 г. принята программа «Партнерство ради мира» (ПРМ), цель которой — всестороннее взаимодействие между Альянсом и государствами, не являющимися его членами. В настоящее время программа объединяет 21 страну-партнера, включая Россию (с 2014 г. отношения переживают очередной этап охлаждения), бывшие республики СССР, Финляндию, Швецию.

В 1995 г. Альянс опубликовал исследование, в котором указывалось, что в новых условиях «возникла уникальная возможность» для нового расширения блока с целью «укрепления безопасности во всем евроатлантическом регионе». Стратегическая концепция организации, принятая на саммите в Лиссабоне в ноябре 2010 г., содержит подтверждение политики открытых дверей для новых членов, однако указывает, что кандидаты не должны иметь проблем, которые смогут ослабить общую безопасность.

С конца 1990-х гг. в НАТО вступили 13 государств бывшего соцлагеря: в 1999 г. — Венгрия, Польша и Чехия; в 2004 г. — Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония; в 2009 г. — Албания и Хорватия; в 2017 г. — Черногория. Таким образом, на сегодняшний день НАТО объединяет 29 стран.

Всего за историю Альянса его состав расширялся семь раз.

Порядок вступления в НАТО

Процедура присоединения к блоку неоднократно изменялась и дополнялась. В настоящее первым условием для вступления страны в НАТО является ее членство в программе «Партнерство ради мира». Затем ей необходимо присоединиться к Плану индивидуального партнерства. Он был введен в 2002 г. и предполагает двухгодичные программы взаимодействия по направлениям, актуальным для конкретной страны (например, план 2004 г. для Грузии предусматривал меры по защите рек и окружающей среды от радиоактивных веществ, по усилению пограничного контроля и борьбе с терроризмом, противодействию транзиту наркотиков и др.). После этого страна получает статус участника «интенсивного диалога» с НАТО. Как правило, на этом этапе подается заявка на вступление в блок.

Ключевой этап — присоединение к Плану действий по подготовке к членству в НАТО (ПДПЧ; действует с 1999 г.). Страна-участница ПДПЧ получает статус кандидата на вступление в блок, ей оказывается практическая поддержка для проведения необходимых реформ. Затем, обычно на саммите Альянса, страна-кандидат получает приглашение к присоединению. После этого организуются два раунда переговоров между экспертами НАТО и представителями вступающей страны, в ходе которых обсуждаются политические, правовые и военные обязательства, которые берет на себя кандидат. В частности, Альянс требует, чтобы пост министра обороны занимало гражданское лицо; вступающее в блок государство должно разрешить территориальные споры с соседними странами, а также перестроить свои вооруженные силы в соответствии со стандартами Альянса.

Заканчивается процесс подписанием протокола о присоединении нового государства и последующей его ратификацией национальными парламентами стран — членов НАТО и вступающей страны. Ратификационные документы передаются на хранение в Госдепартамент США, который является депозитарием НАТО. После этого страна становится полноправным членом Альянса.

В настоящее время присоединиться к Альянсу намерены три страны: Босния и Герцеговина (имеет статус страны-кандидата; с 2010 г. подключена к ПДПЧ), Грузия и Украина (Альянс неоднократно подтверждал возможность их вступления «по выполнении всех требований»).

Позиция России по расширению НАТО

Россия неоднократно высказывалась против расширения НАТО на Восток, считая, что этот процесс привел к росту напряженности в Европе. По оценке российских военных, прием в НАТО новых членов влечет сокращение периода стратегического развертывания войск альянса, а у России уменьшается время для приведения своих сил в боеготовность.

Президент РФ Владимир Путин в 2014 г. во время прямой линии заявил, что «когда инфраструктура военного блока подвигается к нашим границам, то это вызывает у нас определенное опасение и вопросы». Россия должна «предпринимать какие-то ответные шаги и в этом нам тоже никто не может отказать». 12 мая 2015 г. постоянное представительство РФ при НАТО опубликовало анализ отношений РФ с Альянсом под заголовком «Россия — НАТО: Мифы и факты», в котором отмечается, что расширение НАТО на Восток прошло вопреки устным обещаниям, данным западными руководителями, в частности, канцлером ФРГ Гельмутом Колем и главой МИД Гансом-Дитрихом Геншером, лидеру СССР Михаилу Горбачеву в 1990 г. в ходе переговоров об объединении Германии. В этой связи также упоминаются беседы министра иностранных дел СССР Эдуарда Шеварднадзе с госсекретарем США Джеймсом Бейкером (в декабре 2016 г. глава МИД РФ Сергей Лавров сообщил, что передал представителям стран альянса документы, касающиеся этих встреч).

В январе 2019 г. глава российского МИД Сергей Лавров выразил озабоченность развитием ситуации на Балканах. По его словам, «правила, которые продвигаются сейчас в целом на Балканах, достаточно опасны и отражают одержимость поскорее загнать все балканские страны в НАТО». В отношении предстоящего вступления в блок Македонии руководитель российского внешнеполитического ведомства заявил: «Налицо продолжение навязанного извне процесса искусственной перекройки государственного названия с целью форсированного втягивания Скопье в НАТО».

Руководство НАТО в этом вопросе ссылается на отсутствие официальных соглашений между альянсом и Россией, а также на право государств самостоятельно принимать такие решения.

Loading...