Европа срывает «Северный поток-2» ради Украины

Европа срывает «Северный поток-2» ради Украины

13.04.2019 Выкл. Автор Алексей

Запад готов затянуть со строительством газопровода на два-три года, чтобы обеспечить Киеву транзит

В Еврокомиссии считают, что Россия не успеет достроить газопроводы в обход Украины в срок, поэтому ей придется сесть за стол переговоров с Киевом о заключении нового транзитного соглашения. Нынешний контракт истекает уже 31 декабря 2019 года, и если с Украиной не удастся договориться, у «Газпрома» могут возникнуть проблемы с выполнением своих контрактных обязательств перед европейскими партнерами.

Примечательно, что заместитель гендиректора Генерального директората по вопросам энергетики ЕК Клаус-Дитер Борхардт, который выразил позицию комиссии, заявил, что России для строительства «Северного потока-2» и «Турецкого потока» понадобится даже не один, а два-три года.

«Если они хотят выполнять контракт, и я думаю, что они будут, то нет другого пути, чем через Украину», — подчеркнул Борхардт.

Изначально «Газпром» планировал завершить строительство и запустить «Северный поток-2» уже в конце 2019-го. По нему должно пройти 55 млрд. кубометров газа в год. Это позволило бы снять более половины объема транзита с украинского направления. Однако, как считают эксперты, завершить проект в срок действительно будет проблематично. Прежде всего, потому, что со строительством инфраструктуры на своей территории тянут сами европейцы.

Кроме того, запланированные изменения в Газовой директиве ЕС и распространение норм третьего энергопакета на морские газопроводы может привести к ограничению прокачки через «СП-2» на 50%.

Тем временем, Украина продолжает выдвигать новые условия для заключения нового транзитного контракта. Во-первых, это выплата компенсации в размере 2,56 млрд долл. по решению Стокгольмского арбитража, хотя апелляция «Газпрома» еще рассматривается.

Загрузка...

Во-вторых, это заключение контракта, предложенного «Нафтогазом» «по европейским правилам». В-третьих, как заявил глава украинской компании Юрий Витренко, они инициируют новые слушания в арбитражном суде по взысканию амортизационных сумм, если российская компания заблокирует транзит газа через Украину, и будут требовать 12 миллиардов долларов.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков считает, что несмотря на громкие заявления, именно Украина выдвигает заведомо невыполнимые требования и срывает переговоры по новому контракту. Что касается европейцев, они по непонятным причинам самоустранились от решения этого вопроса, что грозит им неприятными последствиями.

— «Газпром» не скрывал и не скрывает, что ему нужен контакт. Он нужен всем, недаром переговоры проходят в трехстороннем формате Россия-Украина-ЕС. Для России это гарантирует надежность исполнения контрактов, так как есть вероятность того, что продолжение «Северного потока-2» к началу 2020 года не успеют достроить.

«Газпром»-то свою часть достроит, он выведет обе морские нитки на берег Германии и они, вероятно, будут готовы к эксплуатации 31 декабря 2019 года. Но вопрос в том, успеют ли европейцы закончить наземную инфраструктуру на своей территории, и можно ли будет ее эксплуатировать.

По второй нитке «Турецкого потока» тоже очень большие вопросы, так как на европейской территории пока даже стройка не идет. В Турцию все достроено полностью, можно хоть сейчас включать в эксплуатацию.

Дальше одна нитка объемом 15,75 млрд. кубометров пойдет в саму Турцию, и тот объем, который сегодня проходит через Украину, точно будет снят. Но по второй нитке того же объема, которая должна доставлять газ в Европу, есть неопределенность.

Допустим, в Болгарию из Турции газ можно развернуть по реверсным газопроводам. То, что раньше шло через Украину с севера на юг, теперь пойдет в обратном направлении из Турции в Болгарию. Но что дальше?

3 миллиарда кубометров останется для самой Болгарии, но трубу из Болгарии в Сербию и дальше в Венгрию и Австрию нужно строить. Пока это строительство еще не началось. В лучшем случае к концу года будет завершена труба из Болгарии в Сербию, но не дальше. Соответственно, эти объемы останутся на украинском транзитном маршруте.

Кроме того, теперь появился еще и вопрос по правилам использования «Северного потока-2». Нужно дождаться окончательного текста поправок к газовой директиве ЕС, чтобы понять, будут ли там ограничения по использованию 50% мощности трубы или нет.

Поэтому вопросов много и шансов на то, что «Северный поток-2» и «Турецкий поток» заработают на полную мощность к 1 января 2020 довольно мало.

«СП»: — То есть транзит через Украину все же необходим. И как о нем договариваться?

— Транзит нужен, «Газпром» сам об этом говорит. Вопрос в том, на каких условиях подписывать соглашение. Наша компания настаивает на том, чтобы это был стандартный контракт, как в Европе, без условия «качай или плати». Но украинская сторона, напротив, ставит заведомо невыполнимое условие «качай или плати» в размере почти 100 млрд. кубов. в год.

Россия за 2017-й прокачала 90 млрд. кубов через Украину, в 2018 — 86 млрд. На сто мы явно никак не выходим, тем более что какие-то объемы точно пойдут в Турцию по новому газопроводу, да и поставки в Европу могут в будущие годы снизиться. Но на меньшее украинская сторона не соглашается ни при каких условиях.

Для начала, нужно подождать, чем закончатся выборы на Украине. Если придет новый президент, он может поменять всю команду — и руководство «Нафтогаза», и МИДа, и Минэнергетики.

«СП»: — Насколько выполнимы требования, о которых сказал Юрий Витренко?

— Первое требование — выплата компенсации по решению Стокгольмского арбитража. В этом нет ничего нового, тяжба по этому вопросу еще продолжается, от ее исхода и будет зависеть выполнение этого пункта.

Второе — контракт по европейским правилам. Так «Газпром» именно за это и выступает, вот только Украина почему-то не хочет подписывать такой документ. Дело в том, что условия «качай или плати» в новых европейских контрактах, как правило, нет, они остались только в старых соглашениях.

Сама антимонопольная служба Еврокомиссии настаивает на том, что рынки должны быть либеральными без таких долгосрочных обязательств. Она предъявляла «Газпрому» претензии и требовала, чтобы не было условия «бери или плати» или запрета на реэкспорт. В логике европейского регулирования, если ты качаешь, ты платишь, не качаешь — не платишь.

Ведь если ты подписываешь контракт с условием «качай или плати», ты в долгосрочной перспективе занимаешь какой-то объем газопровода. И если придет новый поставщик и захочет качать более дешевый газ, он не сможет этого сделать, потому что «Газпром» уже законтрактовал эти мощности, и никого другого не пустит.

Так что украинское требование противоречит логике регулирования европейских газопроводов. Видимо, в Киеве не совсем представляют себе, как на самом деле устроен европейский рынок. Или понимают, но просто не хотят ничего подписывать, чтобы их не обвинили в сотрудничестве с врагами. Вот они и выдвигают такие требования, пока не закончились президентские выборы.

«СП»: — А что насчет иска на 12 миллиардов за потерю транзита?

— Это совсем уж странное требование. Можно обращаться в арбитраж, только если нарушены твои права по заключенному соглашению. Но если между сторонами нет контракта, то есть правоустанавливающего акта, непонятно, с каким обоснованием украинцы пойдут в суд. Просто потому, что с ними не подписали соглашение? Но в нынешнем договоре ничего не написано про обязательное продление. Точно так же непонятно, откуда взялась сумма в 12 миллиардов долларов.

На самом деле «Нафтогазу» юридически не с чем идти в суд. Тем более что «Газпром» никак не блокирует транзит газа через Украину. Он не собирается качать свой газ, но другим-то он не мешает. Такое впечатление, что «Нафтогаз» специально придумывает причины, чтобы оправдать свое не подписание договора.

Мне кажется, что в этой ситуации важно услышать мнение европейцев. Они самоустранились от этой истории, но напрасно. Мне пока не понятно, почему со стороны европейцев нет активности в этом направлении.

«СП»: — Это не может быть специальной проволочкой, как и со строительством газопровода на своей территории, чтобы привязать Россию к транзиту через Украину? Ведь представители ЕС уже говорят, что нужно 2−3 года, чтобы достроить «Северный поток-2»…

— Не думаю, что на этой уйдет 2−3 года, скорее всего, его завершат быстрей. Но нужно признать, что в Европе нет единой позиции в отношении «Северного потока-2». Там есть как сторонники, так и ярые противники.

Абсолютно все бизнес-структуры и газовые европейские компании двумя руками за этот проект. Не зря в «Северном потоке-2» участвуют сразу пять европейских компаний. Но информационно выглядит так, будто вся Европа против этого газопровода, хотя это совсем не так.

Что касается 2−3 лет, нужно разделять строительство трубы и правила ее использования. Если даже проволочки сейчас есть, то к 2021 году все газопроводы явно будут достроены. Украина так радуется, что может создавать нам препятствия, не подписывая транзитный договор, но уже в 2020 году объем прокачки будет каждый месяц уменьшаться по мере ввода в строй новых участков.

Но вопрос с правилами использования может быть более серьезным. Евробюрократы, которые выступают против российских проектов, не в последнюю очередь из-за близости к политическим кругам США, действительно пытаются вставлять палки в колеса. Придумывают распространить правила Третьего энергопакета на морские газопроводы и так далее. Процедура согласования по исключению «Северного потока-2» из Третьего энергопакета может затянуться на несколько лет. Это абсурдно, но мы видели, что евробюрократы могут тянуть с решением этих вопросов очень долго.

Например, с газопроводом OPAL, который является продолжением «Северного потока». Только в прошлом году он получил исключение из этого правила. Получается, они столько лет держали трубу полупустой. Вопрос зачем, если даже ВТО признала, что это незаконно. Тем более что никакая конкуренция там даже потенциально невозможна, там нет ни СПГ-терминала, ни альтернативных поставщиков. «Северный поток-2» тоже могут довольно долго сдерживать бюрократически.

Источник

Loading...