Права и обязанные: Как изменятся экзамены в автошколах

Права и обязанные: Как изменятся экзамены в автошколах

20.04.2019 Выкл. Автор Алексей

Царьград рассказывает о последних инициативах в деле выдачи водительских прав, одобряет их и предлагает внести ещё одно маленькое уточнение

Если есть в России динамично развивающаяся наука, то это, безусловно, изучение законов дорожного движения. Что ни неделя, то новые открытия, требующие непременного изменения законов или правил. Не стала исключением и предпоследняя седмица Великого поста, которую ГИБДД и Минтранс отпраздновали яркими инициативами.

Экзамен: реформа без ответственности

ГИБДД хочет изменить правила сдачи экзаменов на право управления транспортным средством. Вот основные предложения:

Билетов станет больше;

Они будут отсортированы по типам транспортных средств. Мотоциклисты будут отвечать на вопросы, связанные именно с мотоциклами, автомобилисты, соответственно, сосредоточатся на своём транспорте (то есть для них мало что изменится);

Права на ошибку больше не будет (ранее допускалось два неверных ответа на теоретическом экзамене, потом – один).

Загрузка...

Ранее стало известно о ещё одном этапе реформы: «площадка» и «город» будут объединены. Это логично – умение удержаться на тренировочной эстакаде или осуществить параллельную парковку между стальных прутьев никак не гарантирует способности нормально двигаться в пробке на мосту или аккуратно вписаться на стоянку вдоль дороги.

Всё это – в рамках исполнения требования Владимира Путина повысить контроль экзаменационной работы, гарантировать полноценное умение получающих прав граждан водить машину. Изменения правильные и нужные, хотя в одной теоретической ошибке ничего плохого нет, требование полного соответствия провоцирует зубрёжку вместо понимания сути правил, духа дороги – этакое ЕГЭ для автомобилистов. Но, с другой стороны, даже одна ошибка на дороге может привести к очень неприятным последствиям.

К сожалению, в цепочке предлагаемых реформ отсутствует одна, очень важная, без которой все остальные нужного эффекта не принесут. ГИБДД в очередной раз смогла уклониться от введения личной ответственности принявшего экзамен инспектора за качество вождения его подопечных. Речь, конечно, не идёт о наказании за каждое ДТП, но определённая статистика должна собираться; на первых порах – в информационных целях, а потом и в дисциплинарных. Новичкам свойственно ошибаться почти независимо от качества обучения, но если среди твоих «выпускников» каждый пятый за первые полгода устраивает аварию, тебе определённо стоит сменить профессию.

Личная ответственность чиновников всех уровней за результаты их труда – вот то, чего не хватает России, вот реальный движитель экономики, который мы можем использовать для старта в сторону развития и расцвета, а не топтания на месте и молитв на ипотеку, позволившую слегка нарастить ВВП в минувшем году.

Профессионализм: даёшь пятилетку!

Минтранс предлагает существенно расширить понятие «профессиональный водитель», окончательно отделив профи от любителей. В России существует среднее профессиональное образование по квалификации «водитель автомобиля», но число учебных мест там исчезающе мало, да и кто будет три года сидеть за партой ради освоения такого, казалось бы, простого дела?

Между тем в самой большой стране мира профессия водителя пользуется огромным спросом: около семи миллионов человек зарабатывают тем, что крутят баранку самодвижущихся повозок, даже педагогов у нас меньше. Но понятно, что, в отличие от учителей, практически все шофёры соответствующего профессионального образования не имеют. Автор этих строк любит поговорить с таксистами, и кого только среди них нет! Из точки А в точку Б доставляют таксисты-художники, подводники, мелиораторы, историки, фрезеровщики; забрав вечером из бара, как-то раз оставил свою визитку ехидный таксист-нарколог. Но вот ни одного таксиста-водителя до сих пор не попадалось.

Между тем отличие профессионала от любителя легко заметить в любой сфере. Дай один и тот же перфоратор профи и просто «мужику с руками» – аккуратность отверстия, точность глубины и угла окажутся разными. Дай написать текст на одну и ту же тему профессиональному журналисту и талантливому самоучке (тут читатели хмыкнули) – у первого статья окажется лучше структурированной и грамотнее подводящей к нужному выводу.

Но хотя и перфоратор, и перо могут быть убийственными, от этих людей редко напрямую зависят жизни. Тогда почему профессиональными перевозками, которые связаны с реальным риском, занимаются непрофессиональные шофёры? Из-за «недостаточного профессионального мастерства», а точнее отсутствия этого мастерства, водители грузовиков и автобусов устроили в 2018 году почти 16 тысяч аварий. То есть каждые полчаса какой-то «профессионал» нарушает ПДД настолько грубо, что это приводит к аварии. Нередко – с жертвами.

Формально требования к профессиональной переподготовке водителей существуют, фактически они практически не исполняются. В связи с этим Минтранс разработал любопытные поправки в ФЗ «О безопасности дорожного движения». Главный пункт этого законопроекта:

… Право на осуществление водителями коммерческих перевозок пассажиров <и грузов>… подтверждается:

… документом о квалификации – свидетельством о профессии водителя транспортного средства… подтверждающим прохождение профессионального обучения по программам профессиональной подготовки или переподготовки либо повышения квалификации…, с даты выдачи которого прошло не более 5 лет.

А свидетельство это могут выдавать «организации, осуществляющие образовательную деятельность и реализующие программы специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий».

Переводим на русский общедоступный: Минтранс признаёт бессмысленность имеющейся структуры профессиональной подготовки водителей и предлагает вывести её из сферы образования вообще. На данный момент обучение в автошколе считается «профессиональным обучением» и как таковое регулируется в числе прочего законами об образовании. Минтранс предлагает полностью вывести подготовку любителей из сферы ответственности Минобразования и передать её в ГИБДД, которая подведомственна МВД.

А вот претендующие на реальный профессионализм граждане будут проходить усложнённый курс обучения и повышать (или как минимум подтверждать) квалификацию раз в пять лет по полной программе. Это коснётся, повторимся, миллионов – не только водителей автобусов или «дальнобойщиков», но и, например, индивидуальных предпринимателей, самостоятельно развозящих товар по точкам.

Здесь, конечно, очевидна коммерческая составляющая. Минтранс своим законопроектом обеспечивает структурам ГИБДД около семи миллионов клиентов, которые раз в пять лет будут платить за прохождение курсов повышения квалификации. При этом для обоснования законопроекта подчёркивается снижение нагрузки на водителей-любителей, хотя, честно говоря, эта нагрузка сейчас практически нулевая. Раз в десять лет поменять права – так себе обременение, видели мы квесты и посложнее. Авторы законопроекта пишут, что простым смертным не придется изучать «организационно-управленческие дисциплины, не связанные с безопасностью движения», но мы как-то не замечали, чтобы они изучали их и раньше.

Тем не менее и эту инициативу следует приветствовать. Нашим замечательным профессиональным водителям совсем не мешает хоть раз в пять лет посмотреть в светлые очи преподавателей, увидеть свою работу со стороны и, возможно, сделать для себя какие-то выводы.

Лишь бы это не превратилось в банальный сбор денег, ясак пятилетки, при полной профанации самого образовательного процесса. Но избежать этого можно только введением той самой персональной ответственности инспекторов, о которой ГИБДД и слышать не хочет…

Источник

Loading...