Русская птица-тройка на тепловозной тяге сильно отстала от Китая

Русская птица-тройка на тепловозной тяге сильно отстала от Китая

23.04.2019 Выкл. Автор Алексей

Отказываясь от развития высокоскоростных железных дорог, мы лишаем себя шанса на экономический и технологический прорыв

Не так давно премьер Дмитрий Медведев сообщил, что Россия пока не будет строить высокоскоростную железную дорогу Москва-Казань. Министр финансов Антон Силуанов разъяснил, что в правительстве считают проект слишком затратным и нерентабельным. В том смысле, что он не принесет быстрой прибыли в бюджет. Отказался от дороги и президент Путин. О том, какую роль играют подобные магистрали в жизни таких больших стран, как Россия, наверху предпочитают не говорить.

А между тем, идея связать столицу и восточные регионы, а может быть и продлить дорогу до Пекина возникла после посещения президентом России далекого (но ныне хорошо известного российским туристам) китайского острова Хайнань в 2011 году. Китайские коллеги, видимо, с определенным умыслом прокатили российского руководителя на поезде по высокоскоростной магистрали, которая пронизала остров с севера на юг. Дмитрий Медведев (он тогда занимал высший государственный пост) дорогой не впечатлился. А отвечая на вопрос автора этой заметки, не стоит ли нам создать что-то подобное и вообще перенять китайский опыт, он сказал, что у России нечто аналогичное имеется и вообще у нас своя дорога. На самом деле, ничего подобного в России пока нет. К ВСМ во всем мире причисляют дороги, на которых поезда ходят со скоростями 300 км и выше. Наши «Сапсаны» и 200 км в час не набирают.

И, тем не менее, в 2013 году на высшем уровне был подписан меморандум о сотрудничестве в деле сооружения ВСМ Москва-Казань. Проект сначала оценили в 900 млрд. рублей, потом стоимость выросла до 1,1 трлн. Половину и даже больше из этой суммы предлагала в качестве беспроцентной ссуды и без государственного обеспечения китайская сторона. Условия одно — строительство силами китайских компаний. С тех пор много воды утекло, немало миллионов потрачено на предпроектные работы, техническое и финансово-экономическое обоснование. И вот, судя по высказываниям российского руководства, решено от проекта отказаться. В итоге Россия лишает себя одного из самых совершенных видов транспорта, который при ее масштабах мог бы стать драйвером развития, укрепить единство и повысить мобильность населения. Но поскольку у нас все принято мерить лишь деньгами, то при нищающем по вине правительства населении, такие дороги и действительно могут стать лишь обузой для бюджета. А, представьте, как бы было здорово, если бы мы смогли добраться из Казани в Москву за 2,5 часа!

Китай тем временем обзавелся самой совершенной и протяженной в мире сетью ВСМ, насчитывающей 29 тыс. километров. Эксплуатируется свыше 3,2 тыс. высокоскоростных поездов, которые перевозят более 1 млрд пассажиров в год. Ежегодно в эксплуатацию вводится по 2,5−3 тыс. километров ВСМ. А это и современнейшие, удобные вокзалы по всей стране, где все великолепно организовано, и силовая сеть и сами дороги, и придорожная инфраструктура. Скорости от 300 до 350 километров в час позволяют сломать обычное представление о времени и пространстве. А стоимость билетов — 3−5 тыс. рублей в переводе на наши деньги делают их доступными для всего населения КНР. Например, поездка на такое расстояние, как от Москвы до Казани, обошлась бы россиянину, если брать китайские стандарты, около 3,5−4 тыс. рублей.

Пока мы мучаемся — строить или не строить одну магистраль протяженностью 800 километров — Китай в ходе реализации 13-го пятилетнего плана (2016−2020 гг.) потратит на строительство и модернизацию железных дорог 3,5 трлн юаней (около 503,6 млрд долларов США). К 2020 г. протяженность эксплуатируемых высокоскоростных железнодорожных магистралей Китая составит 30 тыс. км, сетью ВСМ будет охвачено более 80 процентов крупных городов.

Но может быть, на самом деле дорогу Москва-Казань не строят, потому что не доверяют китайскому качеству и безопасности эксплуатации? За комментариями автор заметки обратился к руководству Китайской железнодорожной строительной корпорации (СRСС). По словам пресс-секретаря СRСС и директора корпоративного департамента Лю Шушаня, с технической и технологической точки зрения для китайских партнеров нет никаких препятствий реализовать такой проект в сжатые сроки. Ведь китайские строители имеют большой опыт возведения таких дорог, в том числе в условиях вечной мерзлоты, больших перепадов температур и горной местности. Например, они построили самую высокогорную дорогу в мире дорогу на Тибете, где чуть ли не на каждом километре пришлось сооружать мост или туннель. Правда, эта дорога с обычными скоростями (до 100 км в час), но высокоскоростные магистрали строятся и эксплуатируются вполне успешно. Ежегодно они в Китае перевозят миллиард пассажиров. При этом за время их работы была лишь одна авария с человеческими жертвами, в 2011 году.

Загрузка...

«Если президент Путин нам поручит такую дорогу построить, мы выполним это задание достойно, — заявил без тени сомнения член Совета директоров CRCC Ван Вэньчжун, ведь наша корпорация выполняет полный комплекс работ по проектированию, строительству и эксплуатации высокоскоростных магистралей (ВСМ). Тоже касается и нового российского проекта высокоскоростной железной дороги Москва-Петербург».

Отвечая на вопрос о рентабельности ВСМ, Ван Вэньчжун заявил, что такая задача стоит, однако в КНР не рассматривают железнодорожное сообщение лишь с точки зрения его прямой окупаемости. «Это вклад в повышение уровня жизни китайского народа, в укрепление единства страны — сказал Ван Вэньчжун. — ВСМ дают огромный эффект с точки зрения общего развития экономики, улучшения мобильности населения».

А пока китайские коллеги ожидают от России большой заказ, они только что подписали соглашение на строительство ветки московского метро до Коммунарки и уже строят часть второго кольцевого контура в районе проспекта Вернадского — Мичуринского проспекта. Компания эта многопрофильная, сооружает железные дороги, метро и скоростные магистрали, реализует другие проекты в 120 странах мира.

Так может быть нам перестать мерить все лишь деньгами и построить ВСМ Москва-Казань, тем более, что китайцы готовы помочь? В прошлом году, отвечая на вопрос автора этой заметки, посол России в Китае Андрей Денисов не исключил в качестве причины задержки начала строительства нашу главную болезнь. Поскольку в КНР ведется настоящая и, прямо скажем, жестокая борьба с коррупцией, работать по нашим правилам соседи не могут. Всплыви информация о «финансовых нарушениях», в Китае за это можно лишиться не только должности и свободы, но и жизни.

Так что о высокоскоростных дорогах россиянам приходится пока мечтать.

Источник

Loading...