Крым, Донбасс и дешёвая нефть подкосили народного авиаперевозчика

Крым, Донбасс и дешёвая нефть подкосили народного авиаперевозчика

30.04.2019 Выкл. Автор Алексей

Очень нехорошим выглядит развитие ситуации с авиакомпанией UTair: уже в прошлом году было ясно, что она испытывает серьёзные проблемы, но почему-то и регулятор, и рынок дотянули до отпускного сезона. Чтобы всем стало хуже

Пассажиры расстроены

Ещё в декабре 2018 года UTair допустила дефолт – приостановила обслуживание долга почти на 20 миллиардов рублей. Сумма существенная – полтора годовых бюджета Нижнего Тагила и три с половиной бюджета Тамбова. Но это оказалось только началом долгого пути. Отказ платить по счетам в «Ютейр» обосновали стремлением «аккумулировать ресурсы для исполнения процентных расходов в прибыльном летнем периоде». В переводе на язык неисполнимых обещаний: «мы летом заработаем денег и будем платить по процентам». Наверное, у каждого из нас есть такой мелкий должник, который вот-вот заработает денег и отдаст. Разница лишь в масштабах. За тридцать лет с российского неба уже упали более 60 авиакомпаний – чем UTair лучше них?

Наверное, тем, что пока ещё жива. При этом входит в пятёрку крупнейших пассажирских перевозчиков, держит относительно низкие цены (хотя ФАС временами задаёт определённые вопросы на эту тему), находится в тяжелейшей финансовой ситуации, но зачем-то продала массу билетов на летний сезон.

Представьте себе эмоции покупателей этих билетов, которые прочли сегодня в СМИ о том, что «авиакомпания сомневается в способности непрерывно продолжать свою деятельность из-за целого ряда факторов». Об этом UTair сообщила миру через публикацию аудиторского заключения компании Ernst and Young, где 14 страниц занимает невесёлая отчётность и 68 – осторожные примечания к ней.

Похоже, в самой авиакомпании не ожидали такого эффекта от распространения документа. Руководство UTair выступило с решительным опровержением «сомнений в способностях» – дескать, это специальный аудиторский язык, и у перевозчика всё хорошо. Увы, на роток интернета платок не накинешь, да и факты говорят сами за себя.

Загрузка...

Виноваты Крым и нефть?

При этом никакой вины менеджмента аудиторы не усматривают: «Основной причиной формирования отрицательных чистых активов Группы стали убытки прошлых периодов, полученные в результате макроэкономических потрясений в стране в 2014–2015 годах». Проще говоря, Крым, Донбасс и дешёвая нефть подкосили уральского перевозчика, и даже через четыре года, после неоднократной реструктуризации кредитов, у него нет никакой возможности вовремя заплатить 66 миллиардов рублей краткосрочной задолженности. Более двух с половиной годовых бюджетов родной для UTair Тюмени и вдвое больше всей капитализации компании. Кстати, Тюменская область и, в частности, Ханты-Мансийский автономный округ владеют почти половиной акций компании и несут убытки вместе с ней.

Что ж, таково предназначение государственной доли в акционерных обществах – изыскивать средства и нести убытки. Основной же акционер, АО «АК-инвест», до последнего времени принадлежал негосударственному пенсионному фонду «Сургутнефтегаз», владельцем которого считают Героя труда, долларового миллиардера Владимира Богданова. Сейчас схема владения изменилась через привлечение номинального собственника, и всё идёт к тому, что «Сургутнефтегаз» откажется гарантировать и покрывать долги авиакомпании.

В. Богданов.

Но это всё возня миллиардеров. Можно быть совершенно уверенными в том, что серьёзных убытков не понесёт ни господин Богданов, ни основной кредитор компании Сбербанк. А что будет с пассажирами?

Фантастические предложения

Ничего хорошего. UTair – четвёртая по числу пассажирских перевозок авиакомпания страны, активно работающая и с «пляжными чартерами». Представьте, что будет, если сейчас прекратится её деятельность: отменённые рейсы, самолёты МЧС, разбирательства в страховых компаниях, проблемы у туристических операторов, которым сейчас и так несладко. Похоже, «Ютейр», в марте 2019 года предложившая кредиторам план спасения самой себя, давит на правительство, фактически шантажируя его с целью вмешательства в ситуацию одним из двух возможных способов: предоставлением государственных гарантий по кредитам или неофициальным давлением на кредиторов с целью принять упомянутый план. Который, на секундочку, состоит в списании кредита в размере 23,7 млрд руб. и половины кредита в 15,4 млрд руб. То есть полумиллиарда долларов. Бюджета Челябинска.

Через две декады после столь заманчивого предложения дочка Utair под характерным названием «Финанс-авиа» также выдвинула план реструктуризации своих проблем. Два выпуска облигаций общей стоимостью 13,3 млрд руб. (почти бюджет Самары) планируется погасить оригинальным образом: порядка 10% в течение года, а остальное, внимание, в течение 35 лет.

В России всё меняется достаточно быстро. Напомним, тридцать пять лет назад был 1984 год, дорогой Константин Устинович, пятилетка, красные галстуки, колбасные электрички в Москву, продуктовые наборы по праздникам, одна на всех авиакомпания и один розничный банк. И вот сейчас держателям облигаций предлагается заманчивая идея поиграть в футурологию – может, за это время рубль укрепится так, что бумаги станут поистине золотыми.

Браво! Автор этой идеи может сделать неплохую карьеру в Центробанке или на Первом канале. Но вот кредиторы авиагруппы едва ли соблазнятся подобными идеями.

Вмешается ли Путин

На самом деле шансы Utair без прямого вмешательства президента минимальны. Сегодняшние новости прошли по ключевым СМИ и телеканалам, так что о проблемах авиакомпании знают все, а значит, её продажи рухнут, и говорить о какой-то прибыли даже за «высокий сезон» не придётся. Наследником, скорее всего, на каких-то специальных условиях станет одна из компаний группы «Аэрофлот».

Как же быть людям, которые купили билеты авиакомпании, например, на август? Паниковать смысла нет: процентов на 95 уже распроданные рейсы поднимутся в воздух и благополучно приземлятся, хотя, возможно, уже в другой ливрее. Повод для серьёзного беспокойства есть скорее у других частных авиакомпаний: теперь им будет ещё сложнее получить кредит на развитие или покрытие текущих обязательств. Слишком много провалов, слишком много банкротств.

Жаль. Конкуренции в нашем небе будет ещё меньше. Сплошной «Аэрофлот» в разных обличьях и немного «Сибири» и «Уральских авиалиний» – примерно как Сбербанк с ВТБ и «Альфа» в банковском бизнесе, конгломерат «Пятёрочки» и «Магнита» против «Дикси» в продовольственном ритейле и вездесущее «Эльдорадо» в электронике. Почти как тридцать пять лет тому назад…

Источник

Loading...