Что стало причиной трагедии с Superjet 100

Что стало причиной трагедии с Superjet 100

06.05.2019 Выкл. Автор Алексей

Вылетевший из Москвы в Мурманск самолёт был вынужден вернуться в Шереметьево. При посадке он загорелся

Неполадки в воздухе

5 мая в столичном аэропорту Шереметьево при совершении жёсткой посадки загорелся самолет Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Аэрофлот». На борту лайнера находились 73 пассажира и пять членов экипажа. В Следственном комитете подтвердили гибель 41 человека, в том числе двоих детей и одного стюарда. Ещё несколько пассажиров с ожогами различной степени тяжести были госпитализированы в Национальный медицинский исследовательский центр хирургии им. А.В. Вишневского.

Рейс SU-1492 вылетел по маршруту Москва – Мурманск в 18:02, однако вскоре пилоты подали на землю сигнал бедствия и приняли решение вернуться в аэропорт Шереметьево. Сообщается, что была потеряна радиосвязь с диспетчерами, а посадку в экстремальных условиях пришлось производить в ручном режиме. По предварительной информации, которую подтверждают как пилоты, так и выжившие пассажиры, в самолёт попала молния, которая могла стать причиной возникших на борту неполадок с электроникой. Не исключено, что возгорание могло начаться как раз после этого.

Жёсткая посадка

Также известно, что из-за необходимости срочной посадки SSJ-100 садился с наполненными горючим топливными баками. Данные Flightradar24 показывают, что перед тем как сесть в Шереметьево, пилоты сделали небольшую эллипсоидную петлю и повели борт на посадку. Судя по всему, самолёт приземлялся с довольно высокой скоростью, поскольку два или три раза буквально подскочил на ВПП, из-за чего подломились стойки шасси. Жёсткая посадка произошла через 28 минут после взлёта, в 18:30 по местному времени.

По информации пресс-службы Шереметьево, аварийно-спасательная бригада и медицинские экипажи прибыли на место аварии спустя две минуты (18:32). В авиакомпании «Аэрофлот» заявили, что эвакуация заняла 55 секунд при нормативе в полторы минуты. Из тех, кто смог выбраться, командир экипажа покидал воздушное судно последним. Тем не менее 41 человек погиб, то есть более половины из 78 находившихся в лайнере людей.

Загрузка...

По данным МЧС, открытое возгорание было ликвидировано в 18:48. Первоначально аэропорт Шереметьево перестал принимать и выпускать самолёты, однако вскоре продолжил работу с одной взлётно-посадочной полосой. Десятки вылетов были задержаны. Часть прибывающих лайнеров принял аэропорт Домодедово.

Президент России Владимир Путин выразил соболезнования родным и близким погибших, призвав провести максимально тщательное расследование обстоятельств трагедии, а также оказать всю необходимую помощь пострадавшим. По поручению премьер-министра Дмитрия Медведева глава Минтранса Евгений Дитрих возглавил комиссию, созданную для установления причин авиапроисшествия. По факту катастрофы СКР уже возбудил уголовное дело по части 3 статьи 263 УК («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»), расследованием которого займется Главное управление по расследованию особо важных дел Следственного комитета. В Мурманской области объявлен трёхдневный траур.

Основные версии

Как часто бывает после любых серьёзных происшествий, и авиакатастрофы не исключение, в Сети появляется много непроверенной информации, которую СМИ зачастую преподносят чуть ли не как факты. Однако в первые часы после трагедии даже эксперты расходятся во мнениях, что же могло послужить причиной аварии. Например, заслуженный пилот России Юрий Сытник в интервью «Известиям» заявил, что молния не могла стать причиной произошедшего. По его мнению, произошёл отказ двигателя или его возгорание. «А после отказа всей электроники пилоты не смогли посадить самолет: садились с большим весом? и экипаж оказался не готов к такой ситуации», – считает Сытник.

В свою очередь, лётчик-испытатель Олег Смирнов полагает, что электрический разряд молнии всё-таки мог повлиять на ситуацию в воздухе, поскольку в отдельных случаях выводит из строя как раз электронику и радиосвязь. Возможно, капитан воздушного судна ошибся, однако метеослужбы подтвердили, что молния действительно могла образоваться в облаках в том районе, где пролетал SSJ-100. По словам Смирнова, шасси не рассчитаны на посадку с полными баками топлива, однако из-за форс-мажора с отказом электроники «пилотам пришлось нарушить это правило и экстренно сажать самолёт», полагает эксперт.

Указывает на нестыковки в появляющихся в СМИ версиях и член Ассоциации технических экспертов России Юрий Антипов, который прокомментировал Царьграду трагедию в аэропорту Шереметьево. По его словам, странной выглядит появившаяся информация о том, что возгорание произошло на борту ещё в воздухе. «Было объявлено, что самолет загорелся ещё в воздухе. Однако видео, что он горит в воздухе, нет. Есть только видео, когда он уже катится по полосе. И если бы пилот объявил, что самолёт загорелся в воздухе, то экстренные службы уже бы выстроились», – подчеркнул он. Также эксперт подверг критике действия пилота при посадке. Антипов считает, что тот мог сделать это лучше, что позволило бы избежать поломки стойки шасси.


Эвакуация

Также во многих СМИ появилась информация о том, что причиной такого большого количества жертв могло стать непременное желание пассажиров передней части самолёта эвакуироваться со своими сумками. Действительно, на кадрах видно, что люди скатываются по спасательным трапам вместе с ручной кладью. Якобы, доставая её с полок, они могли загородить проход другим пассажирам, а те, в свою очередь, задохнулись продуктами горения. Задняя часть лайнера полностью сгорела. Очевидно, что эвакуироваться через расположенные там аварийные выходы было нереально.

Главный редактор RT Маргарита Симоньян написала в своём телеграм-канале, что если «эта история» подтвердится, то «спасавших свои айпады» людей необходимо судить как за непредумышленное убийство. А бывший конструктор ОКБ «Сухого» Вадим Лукашевич по следам трагедии вообще предложил запретить проходить на борт самолёта с чемоданами. Известно, что следователи уже опрашивают пострадавших об обстоятельствах аварии.

Однако стоит отметить, что жертв могло быть ещё больше, если бы не действия бортпроводников. Стюардесса Татьяна Касаткина рассказала, что эвакуация началась сразу же, как остановился самолёт. По её словам, внутри лайнера пламени не было. «Я выталкивала ногой дверь и толкала пассажиров. Чтобы они не задерживались на эвакуации. Прямо каждого за воротник», – сказала она. Один из спасшихся, Дмитрий Хлебушкин, подтвердил, что если бы не действия бортпроводниц, то его сейчас не было бы в живых. «Из отсеков, где было темно, где был газ и самая высокая температура, они вытаскивали людей и помогали им спуститься», – рассказал пассажир злополучного рейса. До последнего помогал пассажирам и стюард Максим Моисеев. Героически спасая людей, он потерял сознание, надышавшись угарным газом. Позже в СК подтвердили его гибель.

Такого быть не должно

Также эксперты отмечают, что попадание молнии в самолёт явление пусть и не самое частое явление, но лайнеры имеют защиту на такой случай, и оно не должно приводить к отказу электроники. Отметил это и бывший конструктор «Сухого» Вадим Лукашевич. Он также встал на защиту пилота, поскольку посадить тяжёлый самолёт вручную в такой экстренной ситуации не так просто. Безусловно, всё это отрабатывается на тренажёрах, но в реальности это часто оказывается сложнее. По словам авиаэксперта, пассажирам повезло, что самолёт развернуло в другую сторону от загоревшегося керосина, поэтому эвакуация по спасательным трапам оказалась возможна.

Впрочем, окончательные выводы будет делать комиссия по расследованию происшествия. Предстоит расшифровка чёрных ящиков. Большое значение будут иметь показания членов экипажа, выживших пассажиров и очевидцев. Что же касается дальнейшей судьбы Sukhoi Superjet 100, пока его полёты не останавливались. В Росавиации отметили, что это возможно, если выяснится, что причиной катастрофы стала именно техническая неисправность.

Источник

Loading...