Сотни трупов, пожар, паника: Самые страшные огненные посадки самолётов в истории авиации

06.05.2019 Выкл. Автор Алексей

ЧП с Sukhoi Superjet 100 в аэропорту Шереметьево, когда самолёт загорелся при посадке, — далеко не первое в истории мировой авиации. В числе самых страшных огненных посадок были и такие, где счёт погибшим шел на сотни человек. Чаще всего в результате пожара на борту в панике возникали проблемы с эвакуацией. В результате — десятки, а то и сотни трупов: люди просто сгорали заживо или задыхались угарным газом.

Накануне в московском аэропорту Шереметьево произошла одна из страшных катастроф последнего времени. Во время посадки хвостовая часть самолёта загорелась.

По предварительным данным, при приземлении при сильном ударе шасси о землю были задеты топливные баки. Те вспыхнули, как факел. А вслед за этим и один из двигателей.

Самолёт тормозил на взлётно-посадочной полосе, оставляя после себя выжженное пространство.

В это время на борту, как позже станет известно, находились 78 человек — 5 членов экипажа, остальные — пассажиры. Известно, что выжить удалось лишь 37 из них. Остальные погибли. В их числе и, как предполагается, бортпроводник, помогавший эвакуироваться из горящего самолёта тем, кто находился в хвостовой части.

Но это далеко не первая смертельная огненная посадка. В числе самых страшных в истории мировой авиации счёт жертвам идет на сотни человек. Чаще всего люди гибли из-за паники, которая возникала на борту горящих авиасудов. В это время возникали проблемы с организацией эвакуации. Пассажиры просто физически не успевали покинуть объятое пламенем судно.

Сгорели заживо
19 августа 1980 года — одна из самых тяжёлых страниц в истории мировой авиации. После вылета из Эр-Рияда, где Lockheed L-1011 останавливался на дозапраку, фактически заживо сгорел 301 человек — все, кто был в тот момент на борту.

Загрузка...

Пожар в самолёте, как позже выяснится, начался в грузовом отсеке. Но источник огня эксперты так и не смогли найти. Экипаж лайнера смог героически посадить судно. Но минуты шли, а из самолёта не вышел ни один человек — все были заперты внутри. Почему не проводилась эвакуация — загадка до сих пор. Но через несколько минут спасать уже было некого — судно было полностью охвачено огнём. В результате — сотни трупов и масса вопросов, ответы на которые не были найдены до сих пор.

Правило 90 секунд
То самое правило, что экстренная эвакуация в случае ЧП на борту должна занять не более 90 секунд, было выработано после трагедии с самолётом McDonell Douglas DC-9, которая произошла 2 июня 1983 года. Борт канадской компании Air Canada шёл рейсом из Далласа в Монреаль.

Пожар возник на борту в воздухе. Позже выяснится, что что-то воспламенилось в туалете. Лётчики успели вовремя посадить судно в ближайшем аэропорту. Но едва были открыты аварийные выходы, как пожар усилился — огонь получил приток свежего воздуха.

На борту в это время находился 41 человек, 23 из них погибли. То есть фактически половина. Одна из причин столь массовой гибели людей стала плохо организованная эвакуация.

Это не единственная авиакатастрофа, где количество жертв увеличилось из-за нерасторопности во время эвакуации.

Буквально два года спустя после инцидента с канадской авиакомпанией подобный случай произошёл с британской British Airtours. 22 августа Boeing 737 вылетел из Манчестера на Корфу. Хвост самолёта загорелся уже при разбеге на ВПП. Как позже выяснится, случилась неполадка в левом двигателе.

Борт успели остановить на земле, и экипаж начал эвакуацию. Но проводилась она медленно — аварийные выходы почему-то были открыты не сразу. Треть пассажиров просто задохнулись угарным газом. Тогда из 137 человек на борту погибло 55.

Роковая ошибка
Причиной пожара на борту самолётов чаще всего становились неисправные двигатели. Но непосредственно к трагедии приводили и роковые ошибки, допущенные пилотами.

Так произошло 8 апреля 1968 года с самолётом Boeing 707 британской авиакомпании BOAC, летевшего рейсом Лондон — Сидней.

Пожар из-за неисправности одного из двигателей возник сразу после взлёта. И экипаж принял решение возвращаться в Лондон и садиться. К этому времени машина превратилась в факел. Тогда из 127 человек погибли 5 пассажиров.

Эксперты же позже отметят, что сработал и человеческий фактор — ошибку допустил капитан судна, не отключивший подачу топлива в загоревшийся двигатель. Хотя это одно из обязательных требований при пожаре на борту.

Напомним, 5 мая в Шереметьеве произошла аварийная посадка самолёта рейса Москва — Мурманск. Самолёт Sukhoi Superjet 100 вернулся в аэропорт через 30 минут после взлёта из-за проблем со связью. При приземлении он сильно ударился шасси о взлётно-посадочную полосу. Спецслужбы не дежурили, ожидая приземления лайнера, так как угрозы не было, уточняют эксперты Царьграда. Пожар произошёл уже во время жёсткой посадки. По предварительным данным, которые подтвердил независимый технический эксперт, член Ассоциации технических экспертов России Юрий Антипов, у самолёта при ударе о землю произошёл подлом шасси, который мог привести к повреждению топливных баков и возгоранию борта. Установлено, что возгорание произошло не в воздухе. Выжили только 37 человек, включая 4 членов экипажа. 41 человек погиб.

По факту происшествия СК РФ возбудил уголовное дело по статье 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц».

Источник

Loading...