Интересно, но нереально: Побороть детскую агрессию слежкой в интернете не получится

Интересно, но нереально: Побороть детскую агрессию слежкой в интернете не получится

19.05.2019 Выкл. Автор Алексей

Инцидент в Казани, где вооружившийся пневматическим пистолетом и ножом старшеклассник некоторое время удерживал в кабинете школы других учеников, спровоцировал новую волну обсуждений того, как нужно предотвращать такие случаи

Слежка за школьниками в Сети

Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова выступила с предложением ввести в учебных заведениях должность специалиста по анализу аккаунтов школьников и студентов в социальных сетях. По её мнению, работа такого специалиста может принести больше пользы, чем усилия традиционного школьного психолога. Омбудсмен полагает, что такой мониторинг позволит выявить учеников, которые находятся в депрессии и нуждаются в помощи.

«Сегодня мы все как на ладони именно в сетях – со своими устремлениями, проблемами, несчастьями», – цитирует Москалькову ТАСС. Она полагает, что такого рода меры помогут избежать трагедий, подобных керченской. Напомним, в октябре 2018 года студент политехнического колледжа Владислав Росляков совершил атаку на это учебное заведение. В его арсенале было несколько взрывных устройств и помповое ружьё. Жертвами нападения Рослякова стал 21 человек. Сам студент покончил с собой.

Инцидент в Казани – новый звоночек

В Казани 13 мая, к счастью, всё закончилось без стрельбы и пострадавших. Молодой человек, сидя за столом учителя, не выдвигал никаких требований. Его задержали примерно через 45 минут после поступившего в правоохранительные органы звонка. Однако инцидент привлёк к себе пристальное внимание общественности, а премьер-министр России Дмитрий Медведев в тот же день на совещании с вице-премьерами заявил, что необходимо снова «проанализировать требования, которые существуют, по входу в школу, по обеспечению защиты и безопасности».

К слову, сама Москалькова отметила, что после трагедии в Керчи был разработан пакет предложений по улучшению безопасности в учебных заведениях. Однако прошло более полугода, и мало что поменялось. По словам омбудсмена, практическая работа в этом направлении ведётся медленно, а актуальность проблемы никуда не исчезла.

Загрузка...

Омбудсмен Татьяна Москалькова.

Идея интересная, но нереализуемая

В предложении Татьяны Москальковой есть очень важное рациональное зерно. Профилактика преступления на входе в школу – это, конечно, хорошо и правильно. Но едва ли не важнее начинать её на более ранних этапах. Школьники не должны доходить до состояния, когда им захочется взять в руки оружие и отправиться с ним в учебное заведение. К чему это приводит, мы все видим. Анализировать психическое состояние учащихся время от времени действительно необходимо, только делать это нужно не столь топорно.

Во-первых, не совсем понятна техническая реализация идеи госпожи Москальковой. Каждый ученик будет обязан известить своё учебное заведение обо всех своих аккаунтах в социальных сетях? А где гарантия, что он даст достоверные сведения? Что этот аккаунт в условном «ВКонтакте» у него единственный?

Во-вторых, понимая, что за ним началась слежка, школьник или студент тем более будет прятать от посторонних глаз свои увлечения. И даже не потому, что он замышляет что-то недоброе, а просто «как бы чего не вышло». Скольких детей нужно будет проверить, вызвать на разговор, прежде чем удастся обнаружить действительно потенциально опасного подростка?

В-третьих, возникает вопрос: не нарушатся ли таким образом конституционные права несовершеннолетнего? На этот момент обратила внимание замглавы комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина, которая в комментарии Daily Storm отметила, что в целом идея Москальковой ей нравится, но реализовать её будет непросто:

Каким образом аналитик профилей учеников в соцсетях будет получать никнейм школьника? Если вменить в обязанность предоставление такой информации, то в данном случае можно будет говорить о нарушении конституционных прав несовершеннолетнего.

Действительно, многие «озаглавливают» свои аккаунты вымышленными именами, вместо своих фотографий ставят различные картинки, а информацию в профиле закрывают от посторонних. Отсюда и возникает вопрос: как мотивировать школьника раскрыться?

Другие эксперты также отмечают, что идея Татьяны Москальковой заслуживает внимания, однако даже если удастся реализовать её, то сама по себе она проблему детской агрессии не решит. Например, зампредседателя комитета Государственной думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов высказал мнение, что предложенная инициатива должна реализовываться не на уровне школы, а социальными службами или департаментом образования. В противном случае, по словам Свинцова, у детей может появиться ещё больше негатива и отрицания учебного процесса. Также он обратил внимание на то, что необходимо направить в нужное русло увлечения школьников.

Досуг всему голова

Безусловно, современного подростка практически невозможно представить без интернета. Однако постоянное «зависание» в соцсетях, подмена живого общения виртуальным исходят от отсутствия у школьника других занятий. Свободному времени учащихся нужно найти адекватное применение. Разумеется, родители должны лучше всех знать своих детей, уделять им достаточно времени. Сколько бы психологов ни работало в школе, под каким бы пристальным вниманием ни находились подростки в стенах учебного заведения, именно отцы и матери первыми должны замечать изменения в поведении сыновей и дочерей.

Глава Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольга Леткова считает, что мониторинг аккаунтов учеников необходимо проводить силами технических специалистов. В качестве примера она привела возможности спецслужб, которые по словам-меткам могут отслеживать соответствующие публикации в интернете. «На это можно было бы нацелить данную систему, но не какого-то одного надзирателя в школе», – считает Леткова.

Правильный анализ информации

Вообще, искусственный интеллект для этих целей некоторыми школами действительно используется. По мнению психолога, автора книг «Школьные стрелки» и «Почему дети убивают» Питера Лэнгмана, с его помощью можно отслеживать так называемые утечки информации. Дело в том, что в большинстве случаев подростки, прежде чем осуществить задуманное, делятся своими планами с приятелями, знакомыми и даже родными, в том числе чтобы те держались подальше от того или иного места. Не обходится без элемента хвастовства. К сожалению, такую браваду почти всегда воспринимают несерьёзно.

Лэнгман отмечает, что если в словах подростка присутствуют помимо общих заявлений какие-то фрагменты конкретных действий, некоего плана, то их необходимо воспринимать максимально серьёзно. По словам психолога, наиболее правдивая информация может проявиться, если субъект чем-то рассержен – тогда он способен ненароком сказать то, что на самом деле не собирался говорить.

Анализ ситуации показывает, что решить проблему детской агрессии каким-то одним универсальным способом не получится. Необходим комплексный подход, который постепенно выдавил бы из современных школьников негативную энергию. Лишь совместные усилия школьных психологов, классных руководителей и, конечно, родителей способны хотя бы свести к минимуму такие инциденты, как в Керчи, Улан-Удэ или Казани. И каждый из нас может внести свою лепту в эту архисложную задачу. Очень важно быть неравнодушным к проблемам окружающих, особенно когда это касается детей.

Loading...