Прокуроры заговорили об авиакатастрофе. Ждёт ли нас «дело «Аэрофлота»?

Прокуроры заговорили об авиакатастрофе. Ждёт ли нас «дело «Аэрофлота»?

30.05.2019 Выкл. Автор Алексей

Жаль, что только гибель 41 человека заставила хоть кого-то обратить внимание на чудовищную смесь халатности, некомпетентности и корыстности, которая и привела к трагедии

30 мая самолёт авиакомпании «Аэрофлот» совершил аварийную посадку в Шереметьеве – сработали системы пожарной сигнализации. Характерно, что в первых сообщениях о ЧП марку воздушного судна называли неправильно – «Сухой Суперджет». Кажется, у кого-то уже пальцы заточены под обвинение SSJ-100 во всех грехах. На самом деле проблемы возникли у Airbus А320 – популярной в России «летающей маршрутки».

Между тем до ответа на все вопросы по катастрофе 5 мая, похоже, ещё далеко. Хотелось бы найти одну виновную сторону, но у нас складывается ситуация, в которой попросту нет невиновных. Следственный комитет пока не сделал выводов, а вот глас Генпрокуратуры уже раздался.

Минтранс, Росавиация, авиакомпании

Генеральный прокурор Юрий Чайка, отчитываясь в Госдуме на «правительственном часе», признал, что авиакатастрофа «Суперджета» стала следствием целого ряда факторов, среди которых нет, однако, недостатков конструкции самолёта. Он выделил следующие предпосылки трагедии:

госпрограмма безопасности полётов не обновлялась с 2008 года, нет даже ответственных за неё;
Минтранс с 2011 года разрабатывает правила подготовки пилотов и проверки их лётной годности, но никак не разработает;
лётчики проходят профессиональную подготовку в неполном объёме, их уровень не соответствует требованиям, за два года лицензии лишены 550 пилотов;
Росавиация лишь формально контролирует деятельность авиакомпаний, в самолёты без согласований вносятся изменения типовых конструкций.

Неверно было бы говорить, что Юрий Чайка перекладывает всю вину на «Аэрофлот», плохо готовящий пилотов, но бросается в глаза, что среди внёсших свою лепту в трагедию не названы авиаконструкторы.

Загрузка...

Не значит ли это, что Генпрокуратура тем самым снимает остатки подозрений с надёжности Sukhoi Superjet 100? Что в борьбе лоббистов-тяжеловесов «Аэрофлота» и Объединённой авиастроительной компании (ОАК), которую совсем недавно «наградили» Анатолием Сердюковым, конструкторы победили перевозчиков?

Да, дело обстоит именно так. Нет сомнений, что по СМИ сейчас идёт кампания, нацеленная на отведение удара от «Сухого», входящего в корпорацию ОАК. Сперва виновными пытались сделать пассажиров, недостаточно быстро покидавших самолёт, теперь таковыми стали пилоты и система их подготовки.

Генпрокуратура

Также в этом выступлении Юрий Яковлевич в очередной раз признал бессилие Генпрокуратуры, декоративную сущность своего ведомства. Посудите сами:

Авиакатастрофа… обозначила серьёзные проблемы в авиационной отрасли, решения которых Генпрокуратура требует от уполномоченных государственных органов и авиапредприятий уже несколько лет.

Когда в США чего-то требует прокурор, у президента дрожат колени, а это вообще что такое? Человек семь лет работал федеральным министром юстиции, воспитал двух сыновей-невидимок, зарабатывает огромные деньги – и закрывает глаза на то, что требования Генпрокуратуры для «уполномоченных государственных органов и авиапредприятий» по сути филькина грамота. И как можно серьёзно относиться к его нынешнему выступлению, если он сам расписывается в беспомощности?

И «Аэрофлот», и ОАК

Да, пилоты «Аэрофлота» плохо летают в режиме ручного управления. Но электроника-то во время полёта выключилась именно на «Суперджете», а не на «Боинге». И то, что люди откровенно не хотят летать на отечественных самолётах,поэтому «Аэрофлоту» приходится сперва заявлять американца или европейца, а уже продав билеты, менять борт, – это тоже не фантазия, а реальность наших дней.

Но эта реальность, похоже, помогает руководству «Аэрофлота» очень хорошо жить. Полистайте Instagram прекрасного фотографа Виталия Савельева, в свободное от съёмок время подрабатывающего генеральным директором «Аэрофлота». Весь мир у ног этого прекрасного человека, который запрещает своим сотрудникам пользоваться смартфонами – не дай бог, что-нибудь не то снимут. Хотя после саморазоблачений в «Инстаграме» уже возникает вопрос, где его настоящая родина – если зимой, при массовых отменах и задержках рейсов, глава «Аэрофлота», судя по фотографиям, отдыхал на Лазурном Берегу – кстати, в стране победившего Airbus. И учитывая, что многие наши топы не просто наслаждаются там жизнью, но и делают это в собственной недвижимости, имеет смысл провести на эту тему отдельное расследование.

То есть глава компании отменил для простых подчинённых элементарные удобства, а сам радует мир демонстрацией своей роскошной жизни. А заодно лоббирует приобретение иностранных самолётов.

Месяц назад, в апреле этого года, ещё до катастрофы в Шереметьеве, правительство России одобрило закупку «Аэрофлотом» около ста самолётов Boeing и Airbus; особо подчёркивалось, что широкофюзеляжный Airbus 350 необходим, поскольку российских аналогов нет. При этом глава Минпромторга Денис Мантуров выразил надежду, что к 2030 году каждый второй самолёт в парке «Аэрофлота» будет российским. Мягко говоря, непоследовательное высказывание.

Создаётся полное ощущение, что развитие отечественного самолётостроения невыгодно никому в России. Реанимация проекта Ту-334 и выпуск МС-21 находятся где-то в точке замерзания, «Суперджет» никак не избавится от «детских болезней», а «Боинг» и «Эйрбас» усилиями «Аэрофлота» и других компаний (но в первую очередь всё же главного перевозчика страны) получают очередные многомиллиардные заказы.

Если в этом клубке корыстных интересов где-то когда-то и были интересы государственные, то их давно задавили. И ни о каких административных или тем паче более серьёзных мерах при этом не слышно.

Так что генеральному прокурору определённо есть чем заняться.

Loading...