Это тоже была война: О количестве жертв прорыва морской блокады Ленинграда не говорят даже ветераны

Это тоже была война: О количестве жертв прорыва морской блокады Ленинграда не говорят даже ветераны

06.06.2019 Выкл. Автор Алексей

Сегодня в Санкт-Петербурге проходят митинг, торжественно-траурная церемония возложения цветов к памятнику тральщикам, а также спуск венка на воду и открытие историко-документальной выставки, посвященные 73-й годовщине прорыва морской минной блокады Ленинграда.

В этот день, 5 июня 1946 года, в Финском заливе среди минных полей был проложен первый безопасный путь в Балтийское море.

Фашисты оставили более 65 тысяч морских мин
Во время блокады Ленинграда военно-морской флот фашистской Германии установил в Финском заливе огромное количество мин, после чего залив стал непроходим для судов. Там было более 65 тысяч морских мин, чья совокупная мощь составляла несколько миллионов тонн взрывчатых веществ.

Когда нашим удалось прорвать блокаду города в январе 1943-го, Красная армия начала готовиться еще к одному решительному наступлению, чтобы полностью освободить Ленинград от фашистской блокады.

Но чтобы продвинуться на запад по морю, нужно было преодолеть многочисленные минные поля противника. Однако к этому времени уже большая часть кораблей-тральщиков погибли. Тогда весной 1943-го начали производить на всех судостроительных заводах Ленинграда минные тральщики.

Зимой 1944-го, когда Ленинград полностью освободили от блокады на суше, Финляндия вышла из войны. Тогда у наших бойцов появилась возможность для проведения операции боевого траления по очистке Финского залива от мин.

Путь на Большой корабельный фарватер
По условиям перемирия в этой операции должны были участвовать и финские тральщики. Но осуществить разминирование было очень непросто. И даже когда закончилась война, Финский залив оставался опасным районом, который был закрыт для судов.

Загрузка...

В то время морское сообщение Ленинграда с Большой землей было крайне ограниченно, и оно поддерживалось только по предоставленному Финляндией шхерному фарватеру. Линия шла по внутренним водам финской стороны и подходила только для небольших судов.

Во время войны в Финском заливе было более 65 тысяч морских мин, чья совокупная мощь составляла несколько миллионов тонн взрывчатых веществ.

До войны основным морским путем в этом районе был Большой корабельный фарватер, который за годы морской блокады оказался многократно перегорожен минными заграждениями. После войны было решено его подготовить для безопасного прохождения кораблей.

Полностью открыли для судоходства Финский залив в 1963 году
Минеры в течение нескольких месяцев буквально «прорубали» новое «окно в Европу», избавляясь от вражеских мин. Вся сложность была в том, что фашисты сделали все, чтобы к минным полям было непросто подступиться.

Они были окружены небольшими «минными защитниками», были смертельные ловушки и другие опасные заграждения. Расчистка фарватера от мин началась осенью 1944-го. А завершилась лишь к началу июня 1946 года.

Перед открытием фарватера по нему был совершён одновременный переход четырёх дивизионов тральщиков с поставленными тралами. Тогда было обнаружено еще несколько мин.

За все время прорыва морской блокады многие погибли, даже ветераны не говорят – сколько именно сослуживцев потеряли.

«Это тоже была война», — вспоминает участник боевого траления Николай Колесник.

Окончательно для судоходства Финский залив был открыт к концу 1963 года.

5 июня 1946 года Гидрографический отдел Краснознамённого Балтийского флота оповестил мореплавателей об открытии Большого корабельного фарватера от Кронштадта до фарватера Таллин – Хельсинки.

Тогда вновь в полную силу заработал Ленинградский морской порт. В 1950-х годах на Балтике было вытравлено большинство якорных мин и минных защитников. Окончательно для судоходства Финский залив был открыт к концу 1963 года.

Сегодня в Санкт-Петербурге проходит митинг, а также памятные мероприятия, посвященные 73-й годовщине прорыва морской минной блокады Ленинграда.

Loading...