И хочется, и колется: Почему в России боятся открывать своё дело

И хочется, и колется: Почему в России боятся открывать своё дело

06.06.2019 Выкл. Автор Алексей

В последние годы наблюдается положительная тенденция: предпринимателей становится больше, но этого недостаточно

Во вторник, 4 июня, в Санкт-Петербурге представили результаты исследования в рамках проведённого при поддержке Сбербанка «Глобального мониторинга предпринимательства» (Global Entrepreneurship Monitor, GEM). Это крупнейшее в мире исследование предпринимательской активности. В 2018 году в опросе приняли участие около 200 тысяч человек из 53 стран.

Перспективно, но не для меня

В том, что касается России, можно выделить три основных момента. Первый – число граждан нашей страны, которые позитивно относятся к предпринимательству как к перспективному способу построения карьеры, выросло до 68% по сравнению с 59,8% в 2012 году. Второй – бизнесмен больше не воспринимается людьми как тот, кто «держит ларёк», или как торговец на рынке. Сейчас это человек, который производит товар или услугу, некий продукт, нужный людям.

А вот третий момент негативный – несмотря на привлекательность ведения бизнеса как такового, лишь каждый двадцатый опрошенный (5,1%) планирует начать своё дело в ближайшие три года. Большинство жителей России уверено, что открыть бизнес в нашей стране тяжело. По упомянутому показателю наша страна не только значительно отстаёт от лидеров, но и не дотягивается даже до среднего значения в 8%. Так же, как наши граждане, не уверены в себе, например, болгары.

Безусловно, для малого бизнеса важны собственные компетенции предпринимателя, поскольку многое приходится делать самому, особенно на первых этапах. Так вот, только 27,4 процента опрошенных отметили, что обладают достаточными навыками и знаниями для ведения бизнеса. Этот показатель только на первый взгляд кажется низким. На самом деле вполне средний уровень. В той же Японии лишь каждый десятый так же думает о своих умениях, а в Китае – 24,1%.

Нет прибыли – нет бизнеса

Загрузка...

Аналитики Высшей школы менеджмента СПбГУ, которые готовили национальный отчёт о предпринимательстве, также выделили основные причины, почему люди принимают решение закрыть бизнес. Первое место по вполне логичным причинам занимает отсутствие прибыли – так ответили 75% респондентов. Если своё дело не позволяет зарабатывать, то это, скорее, хобби, а статус предпринимателя – это лишь юридическая необходимость для соблюдения законов.

На втором месте – недоступность кредитов (7,4%). При этом пресловутые административные барьеры, о которые многие боятся споткнуться, в качестве причины закрытия бизнеса назвали лишь 4%. Такая же доля опрошенных не потянула налоговое бремя. При этом стоит отметить, что число предпринимателей продолжает расти – в 2018 году в среднем на три новых дела приходится лишь два закрытых. Аналитики называют это позитивной тенденцией, которая свидетельствует о том, что данный сектор экономики продолжает расширяться.

Женщины более открыты новому

Однако нужно заметить, что более половины из тех самых 5,1% уже имеют свой бизнес, а новое дело станет для них просто новым направлением. Таким образом, жителей России, у которых совсем нет предпринимательского опыта и желающих заняться бизнесом, – лишь 2,2%. Получается, что прирост, о котором говорят аналитики, в большей степени относится к уже действующим бизнесменам, новичков же появляется по-прежнему недостаточно, чтобы говорить о каком-то серьёзном сдвиге. Тем не менее положительная динамика присутствует, просто её нужно развивать.

Любопытно, что среди желающих открыть свой бизнес больше женщин, чем мужчин. Эксперты связывают это с тем, что представительницы прекрасной половины человечества более чувствительны к изменениям в экономике. Отмечается, что именно женщины чаще меняют работу по найму на реализацию предпринимательской инициативы.

Также в исследовании затронута тема общения с клиентами. Здесь тренд очевиден – всё больше компаний находятся на связи в социальных сетях. Фраза «Если тебя нет в интернете, тебя нет в бизнесе» за рубежом стала законом ещё несколько лет назад. Сейчас то же самое можно сказать и про Россию. В подавляющей части случаев компания, не имеющая сообщества хотя бы в одной соцсети, теряет от 30 до 80% потенциальных клиентов.

Поддержка есть, но многие о ней не знают

Очень важно помочь начинающему предпринимателю преодолеть страх перед неизвестностью, перед возможностью прогореть, остаться ни с чем. Стоит сказать, что государство готово оказывать посильную помощь в открытии и ведении бизнеса. Существуют как федеральные, так и региональные программы, различные субсидии, помогающие снизить издержки, особенно на первом этапе. В некоторых сферах деятельности, например, фермерстве или социальном предпринимательстве можно рассчитывать на отдельную поддержку властей. В каждом регионе программы отличаются, но на произвол судьбы начинающих бизнесменов не бросают, пожалуй, нигде.

Многие коммерческие структуры, в том числе банки, также предлагают различные программы по поддержке малого и среднего бизнеса, позволяющие, с одной стороны, получить новых клиентов, а с другой – повысить лояльность действующих. Здесь могут предложить льготное расчётно-кассовое обслуживание, специальные условия по кредитованию, бонусы на рекламные кампании в интернете и многое другое.

Для кого-то два предыдущих абзаца могут показаться прописной истиной. Однако на практике выясняется, что большинство жителей России сбито с толку, а иногда даже запугано сваливающимся на них отовсюду негативом: тут коррупция, там бандиты, здесь мошенники и так далее. Конечно, эти факторы нельзя сбрасывать со счетов, но в рамках именно малого бизнеса их влияние, на самом деле, ничтожно. Самое главное – это правильно рассчитать свои силы, разработать концепцию своего дела, которое хотя бы в деталях, но будет по-своему уникально, составить грамотный бизнес-план. Свести риски к нулю, пожалуй, невозможно, но тем интереснее достигать результата.

Loading...