Пиво перед телевизором вместо музея и консерватории: Мы перестали быть культурной нацией?

Пиво перед телевизором вместо музея и консерватории: Мы перестали быть культурной нацией?

01.07.2019 Выкл. Автор Алексей

Исследователи решили выяснить, как проводят свой досуг жители России, – и получили не самую приятную картину. Типичный респондент выглядит этаким гостеприимным гопником, далёким от культурных устремлений. Но не всё так просто…

От телевизора до концерта – диапазон досуга

Крайне интересный опрос провёл «Левада-центр». Отобранных по строгим социологическим правилам респондентов спросили, как они чаще всего проводят свободное время.

На первом месте домашний «просмотр фильмов и сериалов», а также, видимо, другой телевизионной жвачки – 79%. Ещё 10% делают это «один-два раза в месяц».

На втором месте, внимание, «встречи с друзьями во дворе и на улице». 66%, две трети населения страны, делают это минимум раз в неделю, ещё 16% – раз-два в месяц. Формулировка, конечно, широкая – под такими «встречами» могут пониматься как прогулки по достопримечательностям, так и употребление пива с семками на лавочке.

На третьем месте – походы в гости или приём гостей у себя. 43% всё ещё делают это еженедельно, 31% ежемесячно. Лишь 8% не делают этого никогда.

Следующий вид досуга – чтение газет и журналов; занятие сродни просмотру телепрограмм, но выглядящее чуть респектабельнее. Интересно, что здесь большой разрыв: люди или делают это постоянно (39%), или не делают никогда (32%), промежуточные варианты редки.

Загрузка...

Иная ситуация с чтением художественной литературы. Книги можно читать постоянно (28%), часто (17%), изредка (27%) или, увы, никогда (28%).

Как видим, первые пять мест заняли бесплатные или почти бесплатные виды досуга. Как только надо потратить какие-то деньги, число «регулярных» реципиентов радикально снижается.

Шестое место – походы в кафе, рестораны, клубы – собрало лишь 8% ответов «да, еженедельно». Да и раз-два в месяц это могут позволить себе лишь 17%, а 47%, почти половина, вообще никогда не заглядывает в подобные заведения. Очевидно, заменяя это домашними посиделками или «встречами с друзьями во дворе и на улице».

Практически та же картина и с кинотеатрами.

Театры и музеи выступили, кстати, неплохо – 3% опрошенных посещают их еженедельно, 8% ежемесячно, а 34% хотя бы раз в год.

А вот концерты современной музыки практически отсутствуют в жизни опрошенных: 64% не делают этого никогда, 30% – не чаще пары-тройки раз в год. Еженедельно – лишь 2%. И правильно, а то никакого здоровья не хватит.

Реальная Россия

Опросы общественного мнения в последние годы подменили серьёзную социологию и стали обыкновенным бизнесом. Чем больше ярких, необычных опросов, попавших на новостные ленты СМИ, ты проведёшь, тем больше вероятность, что к тебе обратятся корпорации или государственные структуры с хорошим коммерческим заказом на изучение мнения населения по той или иной проблеме.

Всё это надо хорошо помнить, прежде чем анализировать очередной опрос как серьёзную, заслуживающую доверия информацию. И всё же нам представляется, что приведённые выше данные, хотя и неприятно удивляют, вполне соответствуют действительности. Хотя очень хочется назвать их русофобским вбросом.

Большинство читателей этого текста – жители мегаполисов, у которых уровень доходов выше среднего по России. Мэр Москвы вообще утверждает, что «каждый девятый москвич постоянно ходит в библиотеки»; нет проблем в столице и с менее культурными способами досуга. И, наверное, не все понимают, как это две трети жителей России не реже раза в неделю проводят время с друзьями во дворе или на улице, не заходя при этом ни в кафе, ни в кинотеатры.

При всей нашей урбанизации и повальном стремлении к переезду в Москву Россия остаётся наполовину одноэтажной страной. В 78 крупнейших городах страны, население которых не менее 250 тысяч человек, насчитывается лишь 61 миллион жителей. А 250 тысяч – это чаще всего уже довольно патриархальное общество: на всякие урбанистичные Химки найдутся Таганрог, Нижневартовск и Нальчик. Но хорошо, опустим планку до 100 тысяч (Ногинск, Новокуйбышевск, Железногорск) – 171 город, 75 млн человек, чуть больше половины населения России.

Понятно, что и стотысячник стотысячнику рознь, но даже обласканный вниманием подмосковный Загорск, который оптимистично называют Сергиевым Посадом, – это город с одной торгово-развлекательной улицей и унылыми окраинами, где всех развлечений – да, телевизор и посиделки во дворе с друзьями.

И именно это, уважаемые господа, и есть настоящая современная Россия. Которая хорошую, добрую традицию ходить в гости совмещает с залипанием перед ЖК-панелью и посиделками на дворовых скамейках. Которая, с одной стороны, предпочитает журналы книгам, но с другой – музеи поп-концертам.

* * *

В целом результаты опроса – это не деградация. Это бедность. Мы не раз это видели – как при улучшении экономической ситуации в «некультурной» стране внезапно вырастает интерес и к музеям, и к концертам, заполняются кафе, растут продажи книг и журналов.

Единственно тревожным в этом опросе выглядит подтверждение уверенного вытеснения печатного текста зрительным образом. По отношению к хорошей книге, которая многомерна и предполагает различные толкования, её видеоаналог – это, как правило, упрощённый способ передачи, выбор одной трактовки из всех различных. Важнейшая функция человеческого мозга, фантазия, отличающая нас от животных, при этом задействована существенно меньше.

В результате теряется критический взгляд на реальность, укрепляется доверие к показанному на экране, появляется привычка потреблять «разжёванную» информацию. А потом политологи и маркетологи всех мастей прекрасно используют «клиповое мышление» для вложения нужных мыслей в адаптированные, послушные головы.

И вот это действительно опасно. А с остальным справимся. И спасибо, что читаете нас, – чтение развивает мозг, а нам нужна умная страна.

Loading...