Трагедия секретного «Лошарика»: В огне погибло больше половины экипажа офицеров-подводников

Трагедия секретного «Лошарика»: В огне погибло больше половины экипажа офицеров-подводников

02.07.2019 Выкл. Автор Алексей

Глубоководный аппарат АС-12 превратился в братскую могилу

Вечером 2 июля Министерство обороны РФ весьма кратко и без каких-либо подробностей сообщило о новой тяжелой трагедии на флоте. Вот это известие: «1 июля в российских территориальных водах на научно-исследовательском глубоководном аппарате, предназначенном для изучения придонного пространства и дна Мирового океана в интересах Военно-морского флота России, в ходе проведения биометрических измерений возник пожар. 14 моряков-подводников погибли в результате отравления продуктами горения».

На данный момент очаг возгорания ликвидирован, сказали в Минобороны. «Причины произошедшего устанавливаются. Расследование проводит главнокомандующий Военно-морским флотом», — добавили в ведомстве.

Как ни странно, даже названий глубоководного аппарата и его судна-носителя указано не было. Это обстоятельство, а также суточная задержка с оповещением широкой общественности, мгновенно наводили на мысль, что речь шла не об обычном тренировочном погружении. И, скорее всего, не об обычных подводных работах.

Оставалось предположить, что речь идет о ЧП на одном из судов, принадлежащем Главному управлению глубоководных работ, официальных сведений о котором в открытой печати практически нет. То есть — о знаменитом своей секретностью ГУГИ, лишь формально приписанному к Северному флоту и больше известному как «Подводная разведка». Подчинено управление напрямую министру обороны России.

Спустя некоторое время ситуация стала проясняться. СМИ выяснили, что на самом деле недалеко от Кольского полуострова при глубоководном погружении загорелась АС-12, также известная, как «Лошарик». Это достаточно новая российская атомная глубоководная подводная лодка, спущенная на воду в Северодвинске в большой тайне 26 августа 1995 года. Согласно официальной российской военно-морской классификации — атомная глубоководная станция. По сути, самая неуязвимая подлодка на всем российском флоте, поскольку в состоянии, как утверждают, погружаться на немыслимую глубину — до 6 километров. Создана конструкторами КБ «Малахит» в 80-е годы прошлого века.

«Лошарик» не несет на себе никакого оружия. Зато оснащен манипулятором, телегрефейром (ковшом с телекамерой), драгой (системой очистки породы), а также гидростатической трубкой. И этот внешне безобидный набор инструментов вызывает большие опасения на Западе. Так как, считают наши «заклятые друзья», с его помощью АС-12 в состоянии легко обнаруживать в океане и обрывать подводные кабели связи и управления. А без надежной связи любая современная война — не война.

Загрузка...

Штатный носитель АС-12 — уникальная специальная атомная подводная лодка БС-136 «Оренбург», переделанная из атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 667БДР «Кальмар». Она предназначена для скрытной подводной транспортировки «Лошарика» на большие расстояния. Далее отделившаяся от «Оренбурга» глубоководная станция в состоянии самостоятельно выполнять весьма деликатные боевые задачи.

Еще одно важнейшее обстоятельство, которое свидетельствует о том, каких размеров катастрофа постигла «Лошарик» 1 июля 2019 года около 20.30. Экипаж глубоководной станции составляет 25 человек. Все — офицеры. Выходит, в борьбе с огнем погибло больше половины личного состава глубоководной станции. Еще, как минимум, трое моряков, как разузнала мурманская телекомпания ТВ-21, с отравлениями продуктами горения доставлены в госпиталь в Североморске.

Из досье «СП»

Однажды «Лошарику» довелось заниматься и вполне мирными делами. В конце сентября 2012 глубоководная станция приняла участие в исследовательской экспедиции под названием «Арктика-2012», по результатам которой в комиссию ООН по морскому праву заявку Россия подала заявку на расширение подконтрольной нашей стране арктической зоны. В данной экспедиции приняли участие два ледокола: «Диксон» и «Капитан Драницын».

Глубоководная станция АС-12 проекта 10831 «Калитка» тогда занималась сбором образцов породы и грунта на глубине в 2,5−3 километра на протяжении порядка 20 дней.

И еще. Пожары на наших атомных подводных лодках, увы, не редкость.

Одна из них на Северном флоте произошла 35 лет назад.

Речь идет о тяжелом происшествии на АПЛ К-131 в Норвежском море, случившемся 18 июня 1984 года. Корабль, которым командовал капитан 1 ранга Селиванов, возвращался в базу после двухмесячной боевой службы, когда в одном из отсеков вспыхнул пожар. Умелые действия моряков, сумевших вовремя подать в восьмой отсек огнегаситель со станции ЛОХ, позволили спасти лодку и экипаж из 117 человек. Но 13 подводников все же погибли.
Как ни странно, причину того пожара установить так и не удалось. Изначально комиссия предполагала, что всеми виной оказалось повышенное содержание кислорода внутри субмарины. Но приборы этого не подтвердили.
В результате К-131 на Северном флоте прослужила еще десять лет.

Loading...