Медведев готовит «гильотину» надзорным органам, а отправит на нее бизнес

Медведев готовит «гильотину» надзорным органам, а отправит на нее бизнес

09.07.2019 Выкл. Автор Алексей

Кабмин хочет поднять темпы роста ВВП, избавив предпринимателей от проверок

Правительство России приступает к снижению давления на бизнес, чтобы ускорить экономический рост. Кабмин определил 33 министерства и ведомства, которые в первую очередь попадут под «регуляторную гильотину». До 2021 года их требования к бизнесу должны быть проанализированы и необоснованные — отменены.

Заметим, «гильотина» в той или иной степени затронет практически все надзорные структуры. Избежать ее удалось лишь Росфинмониторингу, который сам не проверяет компании, и ФСБ, которая следит за выполнением антитеррористических требований.

До 8 августа правительство должно получить отзывы Минэкономразвития, Минюста и Аналитического центра при правительстве об изменении перечня, указано в письме премьера Дмитрия Медведева. После утверждения список будет обновляться раз в полгода.

Напомним, о запуске «регуляторной гильотины» Медведев объявил в январе 2019 года. Механизм предполагает отмену с 1 января 2021 года всех устаревших нормативных правовых актов.

«Задача может быть решена с помощью механизма „регуляторной гильотины“. В чем она заключается? Все те ранее действующие положения актов, которые содержат обязательные требования и которые не будут специальным образом одобрены или изменены, автоматически утрачивают силу. Это позволит избавиться от неэффективных и избыточных требований», — заявил Медведев, выступая на Гайдаровском форуме.

Нынешние требования к предпринимателям заключены более чем в 9 тыс. нормативных актах. Их соответствие современным требованиям должен будет описать закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ».

Загрузка...

«Если мы хотим решить задачу экономического рывка, мы должны снизить нагрузку на предпринимателей, пересмотреть систему требований», — подчеркнул Медведев.

Заметим, навести порядок в сфере надзора за бизнесом предлагал и Владимир Путин. В своем послании Федеральному собранию он потребовал к 2021 году отменить устаревшие нормативы и требования к предпринимателям, оставив только самые актуальные.

И вот дело дошло до практической реализации. Как сообщила 8 июля пресс-служба правительства, в Белом доме под руководством вице-премьера, главы аппарата правительства Константина Чуйченко прошел семинар по проекту нового закона о контрольно-надзорной деятельности (КНД) и механизму «регуляторной гильотины». Объявлено, что законопроект будет внесен в Госдуму в сентябре 2019 года, а работа над «гильотиной» фактически началась с 28 июня, когда Чуйченко был утвержден список из 45 рабочих групп по ее применению. Заместитель главы аппарата правительства Юрий Любимов так объяснил алгоритм работы всех групп:

— на первом этапе они определят список объектов, которые должны вообще исключаться из списка поднадзорных (издержки КНД в этом случае могут быть выше потенциального предотвращенного урона);

— на втором — определят риски, которые будут контролироваться новой системой регулирования;

— на третьем — сформулируют способ управления рисками.

В итоге станет очевиден критерий отсечения ненужных правовых актов, регламентирующих КНД в старой модели: неотобранные и непересмотренные акты, «включая объемные или даже недавно принятые», потеряют силу 1 января 2021 года.

По оптимистичным оценкам, реализация реформы обеспечит рост ВВП втрое — от 2% до 6%. Насколько реальны эти планы?

— Кратный рост ВВП в результате реформы контрольно-надзорной деятельности — это очередные «обещалки», — считает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — «Регуляторная гильотина» — всего-навсего уменьшение количества проверок бизнеса. Причем не сомневаюсь: 45 рабочих групп будут долго реформу обсуждать, и внешне работа будет кипеть — это чиновники умеют. Возможно, они даже отчитаются по результатам: номинально уменьшат количество проверок и регулятивных функций у министерств и ведомств. Но это совершенно не значит, что бизнесу России будет лучше.

Напомню, в мае Владимир Путин дал повторное поручение добиться выхода России на 20-е место в рейтинге Всемирного банка Doing Business. Президент уже давал такое поручение в майских указах 2012 года — его должны были исполнить до 2018 года. Выполнить задачу не удалось. Тем не менее, позиции России резко улучшались в течение пяти лет — она поднялась с 120-го до 31-го места в рейтинге.

Но это на бумаге, на деле с бизнесом в России беда. Бизнесу, в реальности, стало только хуже за это время. Он в значительной мере обанкротился, на него идет огромное давление со всех сторон. По сути, бизнес уничтожают — а в рейтинге РФ продвигается.

Так получалось, поскольку кабмин улучшил ряд формальных показателей, влияющих на рейтинг. То же самое, я считаю, будет с «регуляторной гильотиной».

«СП»: — Почему вы в этом уверены?

— Чиновники напридумывают уменьшение количества плановых проверок, но это легко обойти. Наши контрольные органы давно приспособились к разного рода «гильотинам». Чтобы «прессовать» бизнес, им не надо много проверок — можно и за одну разрушить бизнес точно так же, как с помощью десяти. Здесь вопрос чисто технический: как эту единственную проверку проводить.

Точно так же можно поступить с другими «гильотинируемыми» показателями. Надзорные функции, которые у разного рода служб отберут, эти службы компенсируют за счет оставшихся полномочий. В результате, ничего не помешает проверяющим выносить новые предписания, блокирующие работу.

Должен сказать, проверяющую деятельность вообще очень сложно ограничить, и очень трудно оценивать в количественных показателях. Проверки нельзя запретить — иначе, скажут проверяющие, мы не сможем отвечать, если что-то сгорит или утонет. Отменить внеплановые проверки тоже невозможно — если поступил сигнал (скажем, дым пошел), проверяющие (пожарные) должны разобраться.

Просто у Медведева — видимо, в силу юридического образования — любовь к казуистике. Премьер любит заниматься не делами, а крючкотворством — потому и придумывает «гильотины».

«СП»: — Реформа принесет эффект?

— С точки зрения экономики, надо изменить мотивацию надзорных служб. Эти службы, наряду с местными властями, должны быть заинтересованы в развитии бизнеса на своей территории — как это сделано в передовых странах. Там проверяющие только страхуют бизнес на случай чрезвычайных ситуаций, причем их оплата зависит от того, сколько налогов приходит от бизнеса в местную казну.

Но в России такой мотивации нет. У нас контролирующих служб огромное количество, и зачастую они дублируют друг друга. В этих структурах работает очень много сотрудников, им нужно чем-то заниматься и как-то кормиться.

С их точки зрения, чем больше они у бизнеса отберут — тем лучше. Это чисто бандитский подход. И пока принцип кормления не сломан, ничего не изменится. Проверяющие будут по-прежнему считать, что территории им даны на откуп, чтобы они могли их «доить».

Замечу, бандиты хотя бы думают на перспективу — берут мзду так, чтобы не задушить бизнес полностью. А в надзорных службах работают случайные люди, которым на положение бизнеса наплевать. Они в этом смысле абсолютно безответственны, и вправе принимать любые решения, вредящие бизнесу — если только им не дали денег.

«СП»: — То есть, корень проблемы — в мотивации?

— В том, что у нас контрольные органы стали самостоятельными игроками. У них уже сформировалась определенная система интересов, сломать которую очень трудно. Здесь крючкотворством не отделаешься — систему надо полностью перестраивать, и подстраивать под интересы бизнеса. Но никто в правительстве этим заниматься не собирается.

— «Регуляторная гильотина» — абсолютно необходимая вещь для повышения комфортности инвестиционного климата, — возражает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. — Механизм позволяет минимизировать текущие издержки и затраты бизнеса на проведение проверок.

Этот объем издержек оценивали по-разному. Пять лет назад — в 1,5% ВВП, затем примерно в 3% ВВП. Где-то в этих пределах истина и лежит. Именно столько суммарно теряет в течение года весь российский бизнес из-за проверок со стороны государства. Это дополнительные трудозатраты бухгалтерии, дополнительный документооборот.

Если издержки снизить, это может повысить мотивацию к частным инвестициям. Кроме того, важна предсказуемость проверок и перечень оснований, по которым они проводятся. По сути, надзор должен стать консультативным.

Но, конечно, только из-за реформы рост ВВП не поднимется до 6%. Это даже не научная фантастика.

Loading...