Непарадные расчеты в честь Дня ВМФ

Непарадные расчеты в честь Дня ВМФ

16.07.2019 Выкл. Автор Алексей

Минобороны РФ гонит в Петербург корабли со всех флотов, чтобы порадовать президента

В Петербурге готовятся к очередному Главному Военно-Морскому параду. Третьему по счету, начиная с 2017 года, когда наш Верховный главнокомандующий, президент РФ Владимир Путин издал указ о ежегодном проведении таковых в каждый День российского ВМФ.

В отличие от первых двух, необходимость которых власть и командование объясняли некими вековыми историческими традициями (при этом сами путались в том, в чем эти якобы традиции заключаются), у нынешних флотоводцев нашелся более весомый повод. Оказывается, в последнее воскресенье июля 2019 года нас ждет маленький юбилей. День ВМФ в нашей стране будет отмечен ровно в восьмидесятый раз. Потому что «в целях мобилизации широких масс трудящихся вокруг вопросов строительства Рабоче-Крестьянского Военно-Морского Флота Союза ССР и стоящих перед ним задач» сей замечательный профессиональный праздник был установлен Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП (б) еще 22 июня 1939 года.

К слову, в предвоенные годы особого торжества в обозначенную дату не случалось. Как свидетельствуют документы, на всех флотах страны День ВМФ действительно отмечали. Но — без особого пафоса и без пушечных залпов. Хотя как раз пафоса в ту пору в СССР хватало.

Впрочем, и с недавно заново родившимся Главным Военно-Морским парадом в Питере всё бы ничего. Моряков в Северной столице любят. И не только в ней. Да и сам этот чисто профессиональный праздник военных моряков нынче красивый. Если не превращать его в дорогостоящее шоу с «препятствиями». Но без этого в современной России, похоже, уже не могут.

Торжества-2019 обещают провести с особым размахом. Как объявил недавно главком ВМФ адмирал Николай Евменов, на берега Невы прибудут больше 40 военных кораблей со всех наших флотов, а также с Каспийской флотилии. Ее артиллерийские катера как раз и будут открывать предстоящий парад. Вслед за катерами перед трибунами пройдут современные атомоходы с новыми корветами и фрегатами.

Корабли в Санкт-Петербург и его морские окрестности уже начали прибывать. Одной из первых — дизель-электрическая подводная лодка «Владикавказ» проекта 877, пришедшая с Северного флота. Новой её, правда, никак не назовешь, на воду спущена в далеком 1990 году. В 2000-х модернизирована. А весной текущего года на субмарине провели ремонт дизелей.

Загрузка...

«Владикавказ» считается одной из самых малошумных подлодок в мире. Для её экипажа это будет уже третий Главный парад.

С того же Северного флота вокруг Скандинавии идет сейчас на Балтику еще один весьма серьезный по нынешним временам отряд боевых кораблей. В его составе ракетный крейсер «Маршал Устинов», атомный подводный ракетный крейсер «Смоленск» и большой противолодочный корабль «Североморск». Всё это «ветераны», в строю они с середины 1980-х годов. Пережили не один ремонт.

«Североморск», например, после трехмесячной боевой службы в конце 2018 года в Индийском океане, Аденском заливе, Красном и Аравийском морях, долго чинили в главной базе Черноморского флота Севастополе. Оттуда в марте 2019-го «Североморск» вновь отправился в поход «для решения важных задач». Видимо, успешно их решил, коль отправлен теперь в Питер на показуху?

Анонсировало Минобороны РФ также участие в нынешнем Главном Военно-Морском параде и атомного подводного ракетного крейсера «Орел» проекта 949А «Антей». И он идет в невские воды из неблизкого от Питера Заполярья.

«В июле 2019 года мы представим новые корабли, технику, а также подготовим новые зрелищные эпизоды, но раскрывать какие именно — пока рано, — говорил минувшей весной теперь уже экс-главком ВМФ Владимир Королев. — Возможно, мы увеличим состав сил, принимающих участие в параде. Но, конечно же, не в ущерб плановым мероприятиям боевой подготовки».

Действующий главком Николай Евменов ещё более скуп на слова. Во время недавнего общения с журналистами на Военно-Морском салоне-2019, прозванном местными острословами «парадом стендов», о грядущем в последнее воскресенье июля событии в акватории Невы и у Кронштадта обмолвился вскользь: «Придет время, всё сами увидите». Примерно также — и о новых кораблях.

Помимо кораблей обещана 28 июля, впрочем, как обычно, также авиация в небе. Будет и салют. Последний по общим затратам на парад — едва ли не самая дешевая его часть. Обойдется, как обещают в Смольном, в сумму, «чуть больше миллиона-двух рублей».

Основные траты на парад, как утверждают его организаторы из Минобороны РФ, ложатся на само министерство. Речь может идти о сотнях миллионов рублей, учитывая тысячемильные переходы боевых корабелй, их швартовку и стоянку в месте назначения. Примерно столько же бюджетных средств Петербурга «съест» и подготовка города к празднику. Одно перекрытие движения по мостам в центре с поднятием разводных пролетов переправ обхойдется «в копеечку»!

Свой ущерб уже подсчитывают и владельцы «маломерной эскадры». Летом прогулки по Неве очень популярны. Даже капризы местной погоды не способны отбить охоту у туристов, в том числе — иностранных, посмотреть на Петербург с воды.

— Для нас уже закрыли привычные маршруты движения пассажирских и прогулочных судов, — сетует Валерий Сотиков (фамилия изменена), частный предприниматель. — Причем, загодя даже не предупредили, чтобы мы могли скорректировать график движения. Сообщили буквально за пару дней до запрета. Сказав, что мы сами должны были догадаться. Не первый раз, мол, флотский парад в июле.

«СП»: — Сейчас ещё белые ночи, прогулки по Неве в это время очень популярны.

— Так и ночью они запрещены. Это время используется лишь военными для проводки и установки кораблей по местам!

«СП»: — Ваши катера ходили, помнится, по Большой Неве от Благовещенского до Большеохтинского мостов?

— Да, и ещё в Петергоф. Это самые популярные маршруты у зарубежных гостей города. Но именно на Большой Неве стоят теперь пришедшие на День ВМФ военные корабли. Уже после первого парада в 2017-м году я задумался о том, чтобы продать свои прогулочные катера и сменить род деятельности. Слишком проблематично стало: то военный парад, то морской, то Международный экономический форум… Всё в теплое время года. И всё бьет по нашему бизнесу. Но столько сил и средств было вложено в прогулочные катера, что, сами понимаете…

Как удалось узнать, общее время перекрытия главной водной артерии города составит 120 часов. Это в три раза дольше, чем год назад. Добавьте к этому плановый капитальный ремонт нескольких мостов (тоже ведь кто-то этот план составлял, исходя, похоже, из собственных местечковых интересов). Ну, и как водится, летом — ремонт дорог. А ещё сооружение ВИП-трибуны на Адмиралтейской набережной. Для чего там закрыт целый квартал. Трибуну каждый раз строят, оказывается, заново. Большую, массивную, вмещающую более сотни почетных гостей.

— В мою бытность командиром Ленинградской военно-морской базы в 1989—1992 годах хватало нескольких обычных деревянных скамеек, которые мы ставили вдоль гранитной набережной для ветеранов. Всем хватало, все были довольны, — рассказал корреспонденту «СП» адмирал Валентин Селиванов, экс-начальник Главного штаба ВМФ РФ. — Трибуны, считаю, ни к чему, слишком уж официозно. Праздник-то не только военных моряков, он поистине народный.

Что касается Главного Военно-Морского парада, то он нужен. И важен!

Спрашиваете, зачем вести в Петербург из дальних морей корабли? Они идут не просто так, это не прогулки. На переходах отрабатывается боевая подготовка. Это первое.

Второе: дальний переход поднимает и поддерживает у моряков тонус.

Ну, и в-третьих — рядовые граждане должны знать, в каком состоянии их флот? Способен ли защитить страну в случае необходимости?

«СП»: — А немалые финансовые затраты на организацию перехода кораблей, проведение праздника при нашей-то нынешней российской бедности?

— Но корабли должны ходить в море! Что касается затрат городского бюджета — это к Смольному. Возможно, им дали указание «организовать все красиво, по максимуму».

«СП»: — На ваш взгляд, Валентин Егорович, в каком состоянии встречает отечественный флот свой профессиональный праздник?

— Пока не скажу, что в хорошем. В удовлетворительном. Те корабли, что в строю, оставляют неплохое впечатление. Но надо, конечно, пополнять флот. И боевыми кораблями, и вооружением. Обстановка в мире к тому побуждает. Внешнеполитическая, прежде всего.

«СП»: — Что-то медленно в России корабли строят.

— Так ведь в 1990-е развалили верфи почти до основания!.. К тому же, строить надо не только корабли, но и соответствующую инфраструктуру. И с бесконечными переносами сроков сдачи пора, наконец, покончить. Наметили сдать тогда-то — умри на работе, но выполни!

Комментирует ситуацию Александр Храмчихин, заместитель директора Института политического и военного анализа.

— Нужны ли такие парады, какой проводится с некоторых пор в июле в Петербурге? Мне сложно судить. Насколько я понимаю, люди военные так устроены, что им парады необходимы.

Другое дело, насколько такие торжества оправданы. Нам говорят, что они «для народа». Но многие ли рядовые граждане способны разобраться в таком специфическом деле, как военный корабль? Отличить новый, например, от модернизированного? Не уверен в этом.

«СП»: — Специалисты, включая военных моряков, сетуют на то, что отечественный флот возрождается слишком медленно, новые корабли строятся долго.

— Это потому, что мышление у российской власти континентальное. В результате в приоритете у Кремля пополнение новой военной техникой общеармейских подразделений. Кроме того, нет внятной концепции развития флота России. С учетом того, что он разбросан по морям и континентам. А это заметно усложняет его модернизацию и управлением им.

Благополучная ситуация, как ни странно, только у Каспийской флотилии. Заметно улучшились дела за последние пять лет на Черноморском флоте. Весьма неважно — на Северном. И совсем ужасное положение — на Тихоокеанском. Он практически не пополняется современными кораблями. А ведь именно там сосредоточены сейчас все «болевые» точки планеты. А не в Европе, на которую постоянно оглядывается Кремль. Получается — не совсем адекватная оценка потенциальных угроз.

Loading...