Российское топливо для украинских танков в Донбассе прокачают через Мозырь

Российское топливо для украинских танков в Донбассе прокачают через Мозырь

08.08.2019 Выкл. Автор Алексей

Дожать Киев с помощью ограничений на поставки в эту страну энергоресурсов нам помешает Минск

Украина нашла замену российскому дизельному топливу, на которое с августа были повышены пошлины. Как сообщил представитель президента Украины Владимира Зеленского в кабинете министров Андрей Герус, Киев заместит российский дизель поставками из ЕС (преимущественно из Литвы) и Белоруссии.

По его словам, поставки будут осуществляться через белорусский Мозырский нефтеперерабатывающий завод, который резко нарастит продажу дизтоплива украинским потребителям в августе и сентябре 2019 года. На 25% до 260 тысяч тонн в месяц соответственно. Ради этого руководство завода решило даже перенести на октябрь ремонт оборудования, запланированный на сентябрь.

Из России на Украину уже в августе импорт дизтоплива будет снижен в два раза, так как, по мнению Киева, Москва является «нестабильным поставщиком». А Киев, дескать, не хочет зависеть от «волюнтаристских решений» Кремля.

При этом специальные пошлины на импорт широкого спектра товаров российского происхождения ввела именно украинская сторона. На дизельное топливо, поставляемое трубопроводным транспортом, пошлина пока составляет 3,75%, но с 1 октября достигнет 4%. Кроме того, спецпошлина на поставки сжиженного газа установлена на уровне 1,75% с 1 августа и 3% — с 1 октября. Уголь, кокс, бензин и фармацевтическую продукцию тарифы не затронули.

Этот шаг стал ответом Киева на принятые ранее Москвой меры по сокращению поставок нефтепродуктов Украине. С 1 июня в России вступило в силу ограничение на ввоз на Украину российской нефти и нефтепродуктов, а также угля. Любая компания, которая хочет поставлять эти товары в «незалежную», должна будет получить разрешение от Минэкономразвития.

Несмотря на такую меру, некоторые российские компании все равно продолжали поставлять нефтепродукты на Украину. Зато после введения пошлин самим Киевом, они от этой идеи отказались. Крупнейший импортер дизтоплива Украины Wexler Group с 1 августа приостановит поставки дизтоплива из России трубопроводным транспортом, так как дополнительные пошлины «делают поставки топлива трубопроводным транспортом экономически нецелесообразными».

Загрузка...

Получается, что Киев своими руками помог Москве добиться цели и сократить поставки топлива на территорию Украины. Это могло бы вызвать дефицит и рост цен на украинском рынке. Однако, как заявил Герус, никакого дефицита не будет, благодаря ЕС и Белоруссии.

То есть, фактически, союзное нам государство будет ставить Москве палки в колеса в ее планах относительно Украины. В Кремле, очевидно, решили использовать поставки топлива, как рычаг давления на Киев, но наши белорусские партнеры воспользовались ситуацией, пообещав нарастить поставки топлива. Причем, что примечательно, — топлива, изготовленного из российской же нефти — у Белоруссии, как известно, сырого сырья практически нет. Минск при таком раскладе, естественно, останется в плюсе — топливо он, скорее всего, будет продавать с транспортной наценкой дороже, чем Россия. И получать хорошие барыши.

И это не единственная ситуация в российско-украинских отношениях, которой Белоруссия решила воспользоваться с выгодой для себя. В июне после введения ограничений правительством РФ поставки угля из России на Украину сократились сразу на 85% (на 750 тыс. тонн) — до 129,3 тыс. тонн. В целом за полгода поставки сократились на 11,1% (556 тыс. тонн) — до 4,9 млн тонн.

Однако это не значит, что Украина внезапно осталась без угля, который ей жизненно необходим. Просто она теперь то же самое и с тех же самых месторождений России получает обходными путями. Через ту же Белоруссию. Что при всем желании скрыть невозможно. Ведь неслучайно по данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК), за первое полугодие 2019 года экспорт российского угля в Белоруссию вырос сразу в 4,5 раза (до 951,3 тыс. тонн).

Как говорят эксперты, около 70% угольного импорта Украины приходится именно на Россию. Он составляет порядка 25% от всей потребности соседнего государства в целом или около 7 млн тонн в год. После потери Донбасса и разрыва с ним экономических отношений брать сырье «незалежной» больше неоткуда. Попытки покупать его в ЮАР и США оканчивались «пшиком» после громких пиар-кампаний. Теперь же попытка Москвы ограничить этот импорт снова срывается из-за собственных союзников.

Вопрос в том, будет ли мириться с такой ситуацией Москва? Ее отношения с так называемым Союзным государством за последний год и так претерпели немало кризисов. В том числе — и из-за поставок нефти и газа. Минск недоволен налоговым маневром в нефтяной сфере, из-за которого теряет преимущество от беспошлинной поставки российского «черного золота» и требует компенсации. Также споры были по цене на газ, которые президент Белоруссии Александр Лукашенко называл слишком высокими.

В результате Москва периодически сокращала поставки нефтепродуктов. После ряда переговоров и личных встреч между Владимиром Путиным и Александром Лукашенко проблемы вроде бы начали решать, была создана рабочая группа, которая должна заниматься вопросом дальнейшей интеграции в Союзном государстве.

Но такие шаги, как продажа Украине дизтоплива в обход России, которая нарушает ее планы, выглядят совсем не союзнически.

Хотя, как пояснил «СП» эксперт по проблемам российско-белорусских отношений Дмитрий Болкунец, в этом вопросе все банально упирается в деньги. Никаких законов или требований по ограничению поставок нефтепродуктов в те или иные страны со стороны России для Белоруссии просто нет. Поэтому Минск может продавать их куда хочет. В том числе — и Киеву. Ну, а за отказ от выгодного бизнеса «батька» наверняка потребует компенсацию, которую в Москве платить не захотят. Вот и получается, что все запреты на поставки Украине превращаются в формальность. Что и позволяет Минску зарабатывать лишнюю «копеечку». Впрочем, стоит ли удивляться, если и российские компании до последнего времени спокойно продолжали продавать Украине и топливо, и уголь?

— Белоруссия не имеет достаточных ресурсов нефти для того, чтобы обеспечивать собственные нужды, не говоря уже о том, чтобы продавать на экспорт. Поэтому сырье поступает из Российской Федерации. Нефть перерабатывается на белорусских заводах и дальше отправляется на экспорт. У Белоруссии нет ограничений того, в какие страны она может поставлять эти товары. А самым доходным рынком для Белоруссии является именно Украина. Во-первых, она близко расположена. Во-вторых, у нее постоянный дефицит нефтепродуктов.

С начала военной кампании в Донбассе в 2014 году Белоруссия плотно закрепилась на украинском рынке, став одним из основных поставщиков топлива для ВСУ. Для самой Украины это тоже выгодно. Хотя Киев не всегда является надежным плательщиком за поставленное сырье. Были случаи, когда поставщики судились довольно длительные периоды времени.

«СП»: — Россия обсуждает с Белоруссией, куда потом Минск будет поставляться топливо?

— России и российским компаниям совершенно не важно, куда Белоруссия будет поставлять нефтепродукты. Она может продавать их в Германию, на Украину — куда угодно. Главное, чтобы белорусские компании платили вовремя российским поставщикам нефти.

Это дело Белоруссии — куда топливо поставлять дальше. Каких-то ограничений, которые прописаны в законе, нет. Это важно понимать. Желание Российской Федерации ограничить поставки на Украину, которое было закреплено законодательно, касается только самой Российской Федерации. Суверенное же право Белоруссии — торговать с кем угодно и как угодно.

А вот в том, что касается перепродажи нефтепродуктов, а не нефти, которые РФ поставляет на белорусский рынок, есть жесткие ограничения — они должны использоваться только для внутренних нужд республики, а не для перепродажи. Так как поставляются по беспошлинным ценам.

«СП»: — То есть Минск продолжит продавать топливо и уголь Украине?

— Думаю, Белоруссия воспользуется очередной возможностью нарастить поставки энергоресурсов на украинский рынок. Но существенно это на двусторонних отношениях Москвы и Минска не скажется. Это не та тема, которая должна беспокоить две страны.

Более того — вспомните, что до введения запрета на поставки нефтепродуктов на украинский рынок, сами российские компании свободно продавали их Украине. И вопросы, прежде всего, нужно задавать этим российским компаниям: что они делают и куда они поставляют свою продукцию?

На мой взгляд, Украине крайне важно иметь стабильный источник поставок нефтепродуктов, учитывая, что это аграрная страна. Сейчас идет уборочная кампания, скоро начнется посевная. Отсутствие топлива станет катастрофой для сельского хозяйства Украины. Для отопительного сезона оно также необходимо.

Я бы отметил еще один момент в этой истории. Некоторые российские эксперты считают, что без участия Белоруссии в поставках топлива на Украину, военная кампания Киева в Донбассе была бы невозможна. По их расчетам, без этого украинская армия просто не смогла бы заправлять свои танки и бронетранспортеры.

«СП»: — А Москва могла бы договориться с Минском, чтобы прекратить эти поставки? Все-таки отношения у наших государств партнерские…

— Могла бы, но дело в цене вопроса. Минск от этих поставок получает доход. И доход немаленький — несколько миллиардов долларов. Лукашенко потребует либо компенсировать выпадающие доходы, как он делает даже в случае налогового маневра, который вообще-то является внутренним делом РФ. Либо найти для него альтернативные рынки. Что проблематично.

Готова ли Москва сегодня платить союзникам эти миллиарды в качестве компенсации? Думаю — нет. У Москвы сегодня нет ресурсов, чтобы кормить Лукашенко и его политические амбиции. Все упирается в деньги. Поэтому этот вопрос на сегодняшний день решить невозможно.

Loading...