Столица становится мировым лидером по перегруженности дорог

Столица становится мировым лидером по перегруженности дорог

10.08.2019 Выкл. Автор Алексей

Аппетиты строителей превращают Москву в каменные джунгли «третьего мира»

Москва в ближайшее время может превратиться в каменные джунгли. Виной тому — непродуманная градостроительная политика, когда фирмы-застройщики фактически могут бесконтрольно возводить здания любой этажности в наиболее выгодных для себя местах.

Недавно, вручая призы победителям московского конкурса в области строительства, мэр столицы Сергей Собянин заявил: «Когда меня спрашивают, каковы приоритеты в области строительства Москвы, я всегда отвечаю: у нас и строителей нет своих приоритетов. Есть приоритеты москвичей и то, что им требуется, мы строим».

В то же время данные различных исследований показывают, что столица постепенно становится городом небоскребов, где развитие дорожной и социальной инфраструктуры не поспевает за возведением новых жилых комплексов.

Сегодня среди выставленных на продажу в столице квартир и апартаментов доля объектов в домах высотой 30 и более этажей составляет уже 21%. При этом строительство идет не равномерно: компании-застройщики пытаются получить максимальную прибыль и возводят здания преимущественно вблизи станций метро.

Один из видимых результатов такой политики — забитые автотранспортом дороги. Несмотря на то, что в последнее время строится много новых дорог и развязок, плотность пробок увеличивается. В рейтинге городов по загруженности дорог, который составляет голландская компания Tom Tom, Москва была на 13-м месте в 2016 году, в 2017-м — уже на пятом. В 2018-м Москва оказалась уже на четвертом месте, уступая лишь городам Мумбай, Богота, Лима и Нью-Дели.

Свою роль сыграла и программа реновации. На месте снесенных пятиэтажек появляются высотные монстры. То есть на каждого жителя приходится с каждым годом всё меньше зеленых насаждений, спортивных и детских площадок. Не говоря уже про рост очередей в поликлиники, отделения банков и почты.

Загрузка...

Пока российской столице по плотности застройки еще далеко, скажем, до Гонконга, где небоскребы буквально налезают друг на друга. Хотя по уровню загруженности дорог этот город уже позади Москвы.

Но если главное в строительстве — это прибыль, то превратить Москву в одно большое скопление небоскребов будет несложно. По оценке специалистов, потенциал инвестиций в строительную отрасль Московской агломерации составляет свыше 26 трлн рублей. И без необходимых ограничений фирмы-застройщики используют в столице каждый квадратный метр.

Координатор «Левого фронта», кандидат в Мосгордуму от партии КПРФ Анастасия Удальцова уверена, что проблему уплотнительной застройки в столице можно решить:

— В Москве плотность населения порядка 10 тысяч человек на квадратный километр, а в некоторых районах — и все 15 тысяч. Это уровень плотности самых населенных городов вроде Сингапура или Мехико. В городах, где проводится более разумная градостроительная политика, плотность населения заметно ниже — порядка 5 тысяч человек на квадратный километр.

Конечно, во многом проблема обусловлена тем, что в Москву едут со всей России и ближнего зарубежья просто чтобы элементарно прокормиться. Москва в себя впитывает колоссальное количество людей и уже не справляется с ситуацией.

Но проблемой пользуются строительные фирмы, связанные с чиновниками мэрии и префектур. Они стараются быстро получить огромные деньги. И это, надо признать, у них получается. Мы знаем, сколько стоят квадратные метры, так что речь идет о сверхприбылях.

Понятно, что добровольно застройщики никогда не откажутся от нынешней практики.

«СП»: — То есть, ситуацию не изменить?

— Можно навести порядок жесткими административными методами. Иначе Москва превратится не просто в каменные джунгли, а в мертвую зону.

Необходимо на законодательном уровне ввести ограничения по высотности застройки. Такая практика существует во многих городах мира. В Москве этих ограничений мало, часто они не соблюдаются. В пределах Третьего транспортного кольца надо запретить строить небоскребы. Должны быть ограничения и внутри МКАД.

Сегодня мы видим, как по программе реновации сносятся пятиэтажки, а на их месте строятся 17−20-этажные дома. Ни дороги, ни социальная инфраструктура к этому не приспособлены. И в результате получается настоящий коллапс.

Конечно, ограничения не понравятся крупному строительному бизнесу. Но нельзя идти у него на поводу.

Наиболее разумным было бы провести общегородской референдум по этому вопросу. Если москвичи дадут «добро» и дальше застраивать город, то это будет их выбор. Но по моим ощущениям, большинство против бездумной застройки.

Всё надо делать разумно. Если сносите пятиэтажку, то построить дом можно не выше 12 этажей. Это будет рационально, чтобы строить не в убыток, но и не нарушить городскую среду. К сожалению, сейчас мы видим, что власть тесно сотрудничает с застройщиками.

Руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме, кандидат от этой партии на выборах Леонид Зюганов замечает, что сегодня в столице практически отсутствуют нормативные документы по застройке:

— Места рядом с транспортными узлами действительно очень выгодны для застройки. И у нас фактически нет нормального генерального плана. Никто не просчитывает нагрузку на инфраструктуру.

Развитие города надо планировать с умом, закладывать конкретные показатели по этажности, по плотности населения, по загруженности транспорта и объектов социальной инфраструктуры.

Формально есть и генплан, и концепция социально-экономического развития Москвы до 2025 года. Но это два самых невнятных документа, которые и соблюдать никто не собирается. В итоге мы видим транспортные коллапсы, когда некоторые магистрали забиты.

Кстати, интересно, как проводились слушания по планам развития административных округов. Я был свидетелем, как выбрали зал где-то в отдалении, который за 40 минут до начала слушаний был забит чиновниками, но не жителями. Конечно, в такой ситуации не приходится говорить о нормальном планировании развития. Точно также сейчас проводится реновация.

«СП»: — Может, повышение плотности населения мегаполисов — это общемировой тренд?

— Тут вопрос в отношении к проблеме. Из 60 крупнейших мегаполисов Москва сегодня самый «зеленый» город. То есть ситуация не так плоха, как в других городах по этому параметру. И нужно это преимущество сохранить. Не всё меряется высотностью. В некоторых городах мира существуют платные въезды в некоторые районы. В Сеуле, чтобы проехать из одного конца города в другой, надо проехать четыре платные зоны. Но разве мы хотим внедрить эту практику у себя?

Loading...